Ирина Мишина
Случай в средней школе Челябинской области стал достаточно резонансным. Сыновья имама местной мечети Раиса Султанова были вынуждены сменить несколько школ из-за того, что их, по мнению родителей, ущемляли в вероисповедании.
Все началось с урока ИЗО: детям было дано задание – нарисовать пасхальные яйца. Вместо этого один из сыновей имама нарисовал мечеть. Вслед за этим на уроке литературного чтения детям дали задание выучить стихотворение Аполлона Майкова «Христос Воскрес!». Это вызвало в мусульманской семье непонимание, и в конце концов маму мальчиков вызвали в школу.
«Мне сказала директор: «Почему вы нарушаете наши правила? Вы у нас живёте». На это я возразила, что в России родились и жили не только мы, но и наши предки», - рассказывает жена имама Фарзана Султанова.
После этого разговора детей имама начали в школе игнорировать. Возникла стена отчуждения. Родители были вынуждены перевести сыновей в другую школу. Но со временем и там случился конфликт. Мальчики, которым Коран предписывал 5 раз в день совершать намаз, отправляли этот обряд в отведенное время прямо в школе. У администрации это вызвало негодование. «Нам сказали: «Дома пусть молятся, только не в школе», - рассказывает Фарзана Султанова.
Она утверждает, что ее сыновья при этом никому не мешали и совершали обряд под лестницей. Детей имама снова перестали замечать, а вскоре на уроке ОБЖ им показали фильм, в котором ислам был представлен в негативном свете. Это стало последней каплей, и семья имама обратилась к адвокату из Казани с просьбой защитить их честь и достоинство.
«Мы составили жалобу на имя прокурора города Пласт Челябинской области. Мы не против православия, но мы считаем, что недопустимо людям навязываю другую веру. В Конституции России говорится, что у нас многонациональное государство, в Челябинской области живут казахи, башкиры, татары и другие народности, чьи предки также защищали страну», - заявил адвокат Руслан Нагиев.
Этот случай вызвал полемику среди историков, правоведов и религиозных деятелей.
«На мой взгляд, директор школы проявил отсутствие мудрости и гибкости. Православие предполагает терпимость, но в данном случае мы этого не увидели. Что плохого в том, что мусульмане совершают свой религиозный обряд в положенное время, никому при этом не мешая, в уединенном месте? Протоирей Дмитрий Смирнов любил ставить в пример православным мусульман, которые 5 раз в день совершают намаз, в то время как православные нередко ленятся совершить молитву», - заявил «НИ» историк церкви, доктор исторических наук Сергей Бычков.
Статья 3 ФЗ «О Свободе совести и вероисповедания» гласит :
«В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
То есть по этому закону никто не вправе препятствовать оправлять религиозный культ. Однако, возникает вопрос об уместности религиозного обряда именно в школе, которая является светским, государственным учреждением, цель которого прежде всего - обучение. К тому же в школе учатся дети разных взглядов и убеждений. Правомерно ли расценивать отправление намаза в школе как посягательство на интересы других учащихся, как это сочла администрация школы?
«То, что в школе препятствовали отправлять детям имама намаз, с одной стороны, может быть расценено как ущемление прав верующих. Но с другой стороны, есть и другие учащиеся, иного вероисповедания. Дети имама утверждают, что отправляли намаз в безлюдном месте, под лестницей. Мудрость руководства школы заключалась бы в том, чтобы предоставить детям для намаза отдельное помещение, где бы их никто не видел и они никому бы не мешали бы. Практика оборудования таких мультирелигиозных молитвенных кабинетов в высших учебных заведениях в России уже есть. Так или иначе, администрация школы должна была искать решение. Запрет – не выход», - заявил «НИ» российский религиозный деятель, писатель Константин Бендас.
Возникает еще один вопрос. Россия – многонациональное государство. И если представители каждой религии начнут требовать для себя особые правила и условия, это может привести в тупик. К примеру, приверженцы иудаизма начнут требовать только кошерную пищу, православные – постную, мусульмане – ходить в школу в хиджабах… Не отойдет ли при этом сам образовательный процесс в школе на второй план?
«Я считаю претензии мусульманской семьи имама из Челябинской области неправомерными, - заявил «НИ» настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, публицист и телеведущий Алексей Уманский. - Мусульмане прекрасно знают, что не всякий может отправлять намаз в данном месте в данное время. Как быть, например, мусульманину-машинисту поезда, летчику, водителю? Носитель ислама может оказаться в разных условиях и обстоятельствах, которые не позволяют в данное время и в данном месте осуществлять религиозный обряд на коврике, лицом на Мекку. Многие дети мусульман, исповедующие ислам, учатся в общеобразовательных школах, и они нормально себя чувствуют без отправления намаза. Если регулярный намаз для детей из этой семьи столь необходим, стоит, вероятно, задуматься о выборе исламской школы. Что касается чтения стихотворения Аполлона Майкова – если оно входит в официальную программу, то его необходимо пройти всем. Но если это личная инициатива учителя, то это как минимум странно. Также и с рисованием пасхальных яиц. Если учитель знал, что в классе учатся представители разных религий, такую тему задавать не стоило. Школа – это светское учреждение, она не предполагает религиозные обряды вообще. Это нарушает, на мой взгляд, светский характер образования. Россия – страна преимущественно православная, и по просьбе всех родителей в класс, вероятно, могут пригласить православного священника, но вопрос: зачем? Ведь среди детей наверняка есть и просто не верующие», - считает Алексей Уминский.
Однако, и приглашение православного священника даже с согласия родителей всего класса может обернуться ЧП районного масштаба. В Воронежской области начался суд по иску протестантского пастора Алексея Перова к средней школе в связи с принуждением его сына к участию в православных обрядах. По информации директора школы, решением родительского собрания православный священник освятил класс. Во время этого православного обряда мальчик из протестантской семьи не сумел правильно креститься. За это, по его словам, он был наказан сверстниками: они толкали его и обижали на перемене. Родители мальчика составили исковое заявление о нанесении морального ущерба, оценив его в 240 тысяч рублей. Ответчиком выступает директор школы и учителя. Сюжет об этом, показанный по телеканалу НТВ, вызвал бурю эмоций.
Православный священник, совершивший обряд «освящения класса» заявил: «Это НАШЕ государство, и мы будем его отстаивать». Однако, прокурорская проверка установила, что школа нарушила Закон об образовании. Директору образовательного учреждения объявлен выговор.
Случай в Воронеже не единственный. Сейчас в производстве находятся более тысячи административных дел о нарушении свободы совести и вероисповедания. Так где же грань закона? Когда проведение религиозного обряда в школе становится правонарушением?
«Православный священник из Воронежской области, на мой взгляд, нарушил федеральный Закон о свободе совести и вероисповедания. Этот закон говорит о недопустимости проведения религиозных обрядов в государственных и образовательных учреждениях. Это возможно вне учебного процесса, без привлечения средств образовательного учреждения и с согласия родителей или законных представителей школьников. В школе преподают Основы религии и светской этики – ОРКСЭ. В рамках этого предмета учащиеся по выбору могут изучать как основы православия, так и основы иудаизма, ислама, буддизма – в зависимости от веры. И никто никого не вправе ни к чему принуждать. К сожалению, многие учителя руководствуются принципом священника из Воронежа, который заявил: "Это наше государство". Религия – не государство, она отделена от него в России, и отождествлять ее с государством неверно и очень опасно. К сожалению, не все учителя это понимают и часто совершают ошибки. У меня был случай во время поездки по Золотому кольцу России: моего ребенка, который исповедует протестантскую религию, как и все в нашей семье, учитель повела причащаться в православном храме. Я объяснил ей, что это нарушение закона. Она, к счастью, все поняла и принесла свои извинения», - рассказал Константин Бендас.
Помимо входящих в школьную программу Основ религии и светской этики религиозную тему в последнее время, к сожалению, начали эксплуатировать на других предметах. И поправки депутата Яровой в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", к сожалению, это позволяют. В 2020 году в Госдуму внесен законопроект Министерства юстиции, в случае принятия которого религиозным группам придется чаще подавать уведомления, а учившиеся за рубежом священнослужители должны будут проходить аттестацию в России.
«В соответствии с этими поправками распространение вероучения – это нечто опасное. И фильм о вреде ислама, показанный на уроке ОБЖ в Челябинской области как раз в русле этих поправок. Люди, которые стоят за этими поправками, к сожалению, считают, что религия должна поддерживать идеологию государства, в противном случае ее надо маргинализировать. Это – вектор нынешних реформ законодательства о религии. Хотя, если разобраться, вопрос веры - сугубо личный, это задача не школы, а семьи. Я, например, не позволю, чтобы школа формировала мировоззрение моих детей», -заявил Константин Бендас.
Тренд православия как идеологии в последнее время становится проблемным и конфликтным. Так стоит ли столь часто и настойчиво навязывать его в школе? Ведь ее задача – прежде всего обучение. И школьник не станет умнее от того, что его окропят святой водой или научат отправлять намаз. Может быть, стоит наконец задуматься о том, чтобы вопросы религии были доверены семье или религиозным школам, созданным по конфессиональному принципу? А задачей школы сделать веротерпимость и поддержание диалога и взаимного уважения между представителями разных религий.