По данным «Ведомостей», новая фискальная мера в виде цифрового налога может войти во второй пакет мер поддержки российской IT-индустрии.
«Предполагается взимать дополнительную плату с компании, которая пользуется данными россиян и формирует рекламную политику на территории РФ. Например, при анализе поведения пользователя в сети для запуска контекстной рекламы», — отмечает издание со ссылкой на участников встречи.
Полученные таким образом от иностранных IT-компаний деньги власти хотят направить на поддержку российской IT-отрасли. Ввести налог планируют до середины текущего года.
Первый «налог на Google» в России был введен в 2017 году. Его обязаны уплачивать IT-компании, которые продают в РФ игры, базы данных и иной софт дистанционным способом. Как только этот налог ввели, в России резко взлетели вверх цены на ПО и услуги иностранных разработчиков. Это коснулось клиентов Google, Microsoft и Facebook.
Целесообразность введения нового налога за счет иностранцев власти объяснили тем, что отечественная IT-индустрия нуждается в помощи, но поддерживать ее из бюджета правительство больше не может: представителям отрасли и так уже предоставлено множество льгот и преференций, что негативно влияет на наполняемости бюджета, серьезно пострадавшего от коронакризиса.
Доходы бюджета от «первого налога на Google» в России оцениваются примерно в 50 млрд руб. в год. Эксперты полагают, что на этом налоге компании теряют больше, чем приобретают власти, и поэтому более эффективным было бы не перекрестное субсидирование одних игроков рынка за счет других, а возврат к облегченной форме получения нулевого НДС для разработчиков. Неплохим подспорьем для отечественной цифровой отрасли могло бы стать исключение двойного налогообложения для отечественных компаний, предлагающих свои услуги через иностранные платформы.