Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Главная сложность российско-германского газопровода – беспрецедентное давление, которое оказывает США на Россию, Германию и все компании, занятые в проекте. Недавно эту тему высказался влиятельный немецкий политик, глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер в своей статье для «Шпигеля». Сейчас, с внешнеполитической точки зрения, не играет никакой роли, частный ли это проект или нет. Для Германии «Норд Стрим-2» стал значимым политико-стратегическим вопросом, который угрожает выстроенному десятилетиями доверию к Германии, европейскому единству и трансатлантическому альянсу. Даже если Берлин справится с критикой внутри Евросоюза, очевидно, что Белый Дом не захочет создать впечатление, что новая администрация следует боле мягкому курсу в отношении Москвы всего лишь спустя несколько недель после инаугурации Джо Байдена. Даже если бы он и захотел, Байден не может игнорировать сильный консенсус против «Северного потока-2» в американском Конгрессе. Для Германии это означает, что если немецкие власти продолжат оказывать поддержку строительству газопровода, то новый «медовый месяц» с американцами может быстро закончиться, едва начавшись после ухода Трампа.
Но и остановить проект решением немецкого правительства было бы такой же плохой идеей. Кроме возможных судебных разбирательств и выплат ущерба, на дне Балтики останутся миллиардные руины. Вторая проблема – это снабжение газом Европы. Россия оставалась надежным поставщиком энергии для Германии, который никогда не использовал поставки топлива в политических целях. Если немецкое правительство остановит проект, ничто не помешает России ответить соответствующим образом. Поэтому другой альтернативы, кроме как достроить трубу, у немцев нет. Но есть вариант поставить эксплуатацию газопровода в зависимость от политико-экономических условий, говорит политик. Именно поэтому Ишингер предлагает ввести механизм «аварийной остановки» подачи газа, если Россия не сдержит обязательства и перестанет использовать газотранспортную систему Украины. Этот механизм позволит повысить доверие Киева, Варшавы, Брюсселя и Вашингтона к проекту.
Второй мерой могло быть создание «Евро-атлантического энергетического соглашения». Его участниками могли бы стать ЕС, восточно-европейские страны и США.
И третьей мерой может стать перенос ответственности за эксплуатацию газопровода на российскую сторону. Ввиду значительного ухудшения ситуации из-за хакерских атак России на западных партнеров, отравления Алексея Навального, заказных убийств на территории европейских стран, Россия сама должна создавать предпосылки для улучшения отношений. И в любом случае Берлин по всем возникающим вопросам обязан консультироваться с Евросоюзом, такими партнерами, как Украина, и с Вашингтоном.
Это не официальное предложение Евросоюза, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, а некое предложение экспертных кругов. Это не требование Евросоюза и регулирующих органов, и поэтому оно не обязательно для исполнения. Но если оно будет принято, то любой из этих пунктов Россия будет рассматривать как санкции. Газпром исходит из того, что в Европе действует законодательство, в рамках которого реализуется проект «Северный поток-2». Там прописано, что Газпром обязуется строить газопровод, что он и делает.
- Если законодательство будет изменено исключительно для Северного потока-2, то по факту это будут санкции, и российская сторона будет отвечать, как она заявила в 2014 году, практически всегда должны быть ответные санкции, и явно, что Евросоюзу не выгоден обмен ударами санкционными, и они этого делать не хотят. Я думаю, что любое из этих предложений будет воспринято негативно как с российской, так и на самом деле со стороны Брюсселя, - говорит Игорь Юшков.
Кроме того, один из пунктов этих предложений, с российской точки зрения, уже выполнен. Противодействие американцев началось не вчера. Еще в 2019 году говорилось, что «Северный поток-2» строится для того, чтобы лишить Украину транзитных денег за прокачку газа, и велика вероятность экономического коллапса в стране. Тогда были достигнуты негласные договоренности. Россия и Украина подписали 5-летний контракт, гарантирующий Украине доход от транзита. Независимо от того, по какому маршруту пойдет газ в Европу, Украина получит причитающиеся ей 2 миллиарда долларов в год.
- Требования синхронизировать работу Северного потока 2 и украинской ГТС абсурдно, потому что все понимают, что Россия не заключает нового контракта а поставку газа в Европу. Это тот же газ, просто меняется маршрут доставки. Европейцы не заключают новые контракты, поэтому не возрастает зависимость Европы от поставок через Северный поток 2, потому что она и так покупает эти объемы, просто они идут по другому маршруту, – поясняет Игорь Юшков.
Российская сторона уверена, что американцы блокируют строительство «Норд Стрима-2», чтобы самим увеличить свою долю на рынке энергоносителей в Европе. Немцы не хотят платить больше, потому что стоимость энергоносителей закладывается в стоимость всех производимых товаров, а это снижает их конкурентоспособность. Предыдущий американский президент Трамп открыто давил на федеральное правительство Германии, упрекая Меркель в том, что немцы покупают дешевый газ у врагов, а сами недостаточно инвестируют в оборону. Заставляя их, американцев, содержать свои базы в Европе и брать часть затрат на себя. Байден не будет так открыто и оскорбительно отчитывать немецкого канцлера перед камерами:
- Байден – классический политик. Он предсказуем, он никогда не будет такие вещи говорить при камерах, в открытой части. Он будет говорить, что мы сотрудничество будет выстраивать, мы будем учитывать ваши интересы, хотя в реальности он будет давить и говорить о том, что вы должны развивать экономические контакты с нами и продвигать покупку американского СПГ. Я думаю, что в этом плане общая политика США никуда не денется, но это будет более приемлема для европейцев.
Самый большой вопрос заключается в том, будет ли этот газопровод достроен и будет ли он работать.
Деньги в достройку трубы вряд ли станут проблемой. Несмотря на то, что и немецкая Wintershall Dea, и австрийская OMV, и голландская Shell заявили о прекращении финансирования, большую часть суммы из своих обязательств они уже вложили. Игорь Хмелев, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В.Плеханова, указывает, что оператор газопровода и 100%ая «дочка» «Газпрома» Норд Стрим-2 АГ уведомил партнеров, что на счетах компании достаточно денег, чтобы завершить проект:
- Есть ли основания не доверять данной информации? Вряд ли. Если бы проект был готов на 5%, опасения по поводу реализации были бы вполне обоснованы. Но поиск возможности финансирования 5% от необходимой суммы для такого гиганта, как Газпром, не представляется неразрешимой задачей.
У Газпрома есть проблемы со страховщиками, которые в массовом порядке отказываются участвовать в этом проекте из-за санкций США. Это означает, что Газпрому в случае заморозки или остановки проекта самому придется покрывать убытки. Если говорить о морской части проекта, то инвестиции Газпрома составили 5 миллиардов евро. Кроме того, Газпром потратился на расширение транспортной системы от Ямала до Усть-Луги. Эксперты не знают точно, сколько было потрачено, но эти расходы исчисляются миллиардами долларов. Если трубопровод не запустится, морскую часть проекта, или 5 миллиардов евро, придется списать. В наземной части деньги не пропадут, поскольку концерн строит в Усть-Луге СПГ-завод и газохимический кластер. Потраченные миллиарды могут быть зачтены как затраты на расширение системы.
Договоров Газпома с подрядчиками и партнерами не знает никто, кроме их самих. Газета Ру цитирует министра охраны окружающей среды Свенью Шульце, которая предупредила, что Германии может быть, придется платить по искам о возмещении ущерба, если строительство «Северного потока-2» будет остановлено.
Игорь Юшков не согласен с этой точкой зрения:
- Скорее всего, никаких штрафов Германию не ожидают, потому что Газпром не осмелится подавать в суд. Здесь могут быть два сценария, почему он может быть не достроен или не введен в эксплуатацию. Первое: если ЕС введет официальные санкции, запретив достройку, и тогда уж все разрешения на строительство будут аннулированы. И тогда не подашь в европейские суды иски, потому что ответчик может сказать – а у нас такой закон, если закон о санкциях будет принят. Наоборот, они выполнят закон, и ничего нарушено не будет.
Второй сценарий остановки – это если Газпром не сможет найти компанию, которая сертифицирует газопровод. Тогда он не получит разрешение на ввод в эксплуатацию. Тогда немецкая сторона может сказать: извините, вы должны предоставить перечень документов, а вы их не предоставили.
Российская сторона надеется, что экономические интересы Германии возьмут верх, особенно в условиях, когда до завершения строительства осталось не больше полгода. Немецкий эксперт по России Александр Рар в интервью журналу "Эксперт" сказал, что он уверен а необходимости газовой трубы не только для Газпрома, но и для Германии. Он указывает на еще одну политическую угрозу:
- Я думаю, что этот трубопроводный проект, во всяком случае, нужно успеть достроить до выборов в Бундестаг в сентябре 2021 года. Потому что потом может измениться немецкое правительство, и те силы, которые могут прийти к власти — например, «Партия зелёных» – могут остановить этот проект. Риск такой есть. А других рисков я не вижу. Поэтому времени до окончательной достройки этого проекта вполне достаточно.
КСТАТИ
В Балтийском море установилась благоприятная погода, и трубоукладочная баржа «Фортуна» вышла на укладку почти одного километра «Северного потока — 2» в сутки. По данным навигационного портала Marinetraffic, трубоукладочная баржа «Фортуна» резко набрала скорость укладки после того, как в южной части Балтийского моря установилась благоприятная погода. Вторые сутки судно строит по 925 метров — одна морская миля за два дня.
Всего трубоукладочная баржа достроила 9 километров своей нитки «Северного потока — 2». Еще ей предстоит уложить 40 километров в датских водах и 13,9 километра в немецких.
Нитку газопровода с самых протяженным недостроенным участком в 80 километров будет, очевидно, достраивать трубоукладчик «Академик Черский». Он находится в порту Висмар и сообщил сегодня по АИС, что к 5 марта планирует выйти на морские работы.