С мая 2021 по май 2023 года Российская Федерация будет председателем в Арктическом совете, межправительственном форуме, содействующем сотрудничеству в Арктике. Для Гринписа это стало поводом в очередной раз призвать Россию к смене приоритетов в освоении Севера.
По мнению "зеленых", не стоит планировать в Арктике расширение разведки и добычи нефти компанией «Восток-Ойл», которая получила лицензию на освоение Таймыра. Минприроде нельзя объявлять конкурсы на освоение участков, которые примыкают к заказнику «Куноватский», несмотря на то, что Владимир Путин, говоря на Арктическом форуме об освоении и разработке месторождений в регионе, заверял: «Все наши планы будут реализованы с учетом самых строгих экологических стандартов. Бережное, цивилизованное отношение к природе — это обязательное условие всех программ развития».
«Гринпис никогда не скрывала, что она действует в интересах Запада. Причем, не только против России», - отмечает Дмитрий Журавлев, кандидат политологических наук, философ, научный руководитель Института региональных проблем.
Экоактивисты слишком активно вмешиваются в политические и экономические решения России, как и многих других стран, продвигая прозападные цели. Как считает эксперт, часто действия «зеленых» по защите природы на самом деле продиктованы политическими или бизнес-интересами. А в итоге такие организации мешают реализации важных государственных проектов.
Не случайно российский президент на встрече с членами президентского Совета по правам человека (СПЧ) в области экологии сказал по этому поводу: «И они еще продвигают здесь эту идею, что нам ничего нельзя - создавать новые лыжные курорты, в хозяйственный оборот вводить земли. Даже если мы обеспечим воспроизводство дополнительных территорий, которые примыкают к особо охраняемым зонам, даже если мы, допустим, высаживаем определенное количество деревьев, которые снимаем при прокладке определенных трасс, автомобильных дорог, либо линейных объектов, инфраструктур».
Подобная история, например, случилась с магистральным газопроводом «Сила Сибири». Этот совместный проект «Газпрома» и Китая (CNPC) был необходим для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Владимир Путин называл «Силу Сибири» «историческим», а глава коммунистической партии Китая Синь Цзиньпин – «знаковым проектом».
Зато экоактивисты попытались помешать проекту. «Зеленые» заявляли, что маршрут газопровода «Сила Сибири 2» окажет негативное влияние на экологию, нарушит международные обязательства по охране объектов ЮНЕСКО. С одной стороны, WWF и Гринпис утверждали, что вовсе «не призывают к запрету трубопроводов и промышленного развития». А с другой, ссылаясь на некие западные аналоги, говорили о правильности отказа от развитии промышленности.
«Отказ от ведения промышленной деятельности на территории объектов Всемирного природного наследия все чаще становится международной практикой. Например, подобные обязательства взяла на себя компания Shell, которая является стратегическим партнёром «Газпром» в России. Советуем нашему газовому гиганту последовать примеру Shell», - заявлял Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России.
Кстати, воюя в свое время с Shell, гринписовцы активно использовали образ «погибающих белых медведей», в шкуры которых переоделись гринписовцы, захватившие французский офис нефтегазовой компании. Захватчиков смогла утихомирить только полиция.
В Аргентине несколько десятков человек изобразили «мертвых белых медведей» на одной из заправок Shell. В Вене гринписовцы установили на площади трехметровую фигуру медведя изо льда, финские «зеленые» вышли в костюмах белых мишек на пляже Хельсинки.
Белый медведь стал словно щитом в борьбе «зеленых» против, в частности, освоения человеком Арктики, куда заходят и другие страны, и Россия. Дело в том, что именно на образе белого медведя гринписовцы демонстрируют опасность изменения климата. Однако это не совсем правдивый подход. Полярный медведь живет на планете более 130 тысяч лет, когда климат был совсем иным – гораздо теплее. Леса росли там, где сейчас арктические пустыни. Животные приспособились к изменениям климата и не вымерли. Но «зеленые» игнорируют этот факт.
В прошлом году «зеленые» также воспротивились просьбам бизнеса ослабить природоохранное законодательство в связи с пандемией коронавируса. Тогда Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил правительству приостановить некоторые законодательные требования, но Greenpeace воспротивился.
А когда президент России Владимир Путин поручил разработать до 1 июня 2020 года общенациональный план действий по выходу из кризиса, экологические организации предложили российскому правительству придерживаться зеленых принципов экономики – причем и в долгосрочной перспективе тоже.
«У России есть шанс пересмотреть приоритеты развития, чтобы обезопасить себя как с экономической точки зрения (уголь, нефть и газ совсем скоро могут оказаться невостребованными), так и с экологической, ведь последствия изменения климата мы видим уже прямо сейчас в нашей стране», — заявлял Василий Яблоков, руководитель климатического проекта российского Greenpeace.
Такая же ситуация начала складываться и в сфере внутреннего туризма, которая получила второе дыхание в 2020 году, в том числе в связи с закрытием границ и переключении интереса россиян на возможности собственных российских курортных и природных зон. «Зеленые» были крайне против в законодательных изменений в отношении особо охраняемых природных зон (ООПТ), но все же с нынешнего года территории нацпарков и прочих природных территорий смогут более активно развивать на своих землях и социальную, и туристическую инфраструктуру.
«Гринпис нарушает наши законы. Если какая-то группа гринписовцев вторгается в охраняемые наши территории, то они должны быть наказаны. Но вступать с ними в полемику смешно. Им вы ничего не докажете. Это вера, а не логика», - замечает Дмитрий Журавлев.