Posted 22 февраля 2021, 14:38

Published 22 февраля 2021, 14:38

Modified 7 марта, 14:05

Updated 7 марта, 14:05

Двое суток без посадки на землю: зачем нашей армии беспилотники "Альтиус"

22 февраля 2021, 14:38
Сюжет
Авиация
Министерство обороны Российской Федерации заключило контракт на закупку установочной партии разведывательно-ударных беспилотников «Альтиус-РУ». Эпопея, длящаяся уже почти десять лет, подходит к концу – беспилотник, изначально носивший название «Альтаир», наконец-то не просто полетел, но готов выполнять боевые задачи.

Виктор Кузовков

Вообще, судьба этого летательного аппарата не очень проста: работы, начатые в 2011 году, едва не были сорваны из-за международных санкций, введенных против России в 2014 году. Тогда пострадали многие составляющие проекта, но особенно сложной была ситуация с двигателями. Увы, до 2015 года включительно Россия вообще не производила поршневых авиационных двигателей. На «Альтаир», как и на многие другие БПЛА, планировали ставить двигатели немецкой фирмы RED Aircraft GmbH, а конкретно 12-цилиндровый V-образный четырехтактный мотор RED A03. Но санкции поставили крест на этих надеждах – для опытных образцов двигатели закупить успели, и даже спроектировали первые варианты БПЛА под них, но в итоге вынуждены были отказаться от международного сотрудничества в этом вопросе, а проект потребовал некоторой переделки под другие образцы поршневых двигателей.

Вообще, тема поршневых авиационных двигателей чрезвычайно болезненна для российской оборонки. Во времена СССР это направление было признанно абсолютно устаревшим и не актуальным. Промышленность все силы бросила на борьбу с отставанием в области реактивного двигателестроения, а из-за неразвитости сегмента гражданской авиации поршневые двигатели для самолетов, как направление научной и инженерной мысли, влачили жалкое существование. Все изменилось с появлением беспилотных летательных аппаратов – их бурное развитие заставило Россию вспомнить о поршневых авиадвигателях и, будем говорить откровенно, сильно пожалеть об имевшем место охлаждении к этой теме.

На данный момент, кстати, практически невозможно найти актуальную информации о том, какие именно двигатели установлены на «Альтиус-РУ». В свое время ходили упорные слухи о начале работ по локализации в России немецких двигателей. Но кто-то утверждает, что на БПЛА могли быть установлены отечественные двигатели ВК-800С, разработанные в КБ им. Климова. Очевидно, пожалуй, только одно – какая-то альтернатива двигателям немецкой сборки все-таки нашлась, иначе Минобороны вряд ли бы стало тратить время на проект, который в любой момент может быть остановлен из-за нехватки важнейших узлов и агрегатов.

Так или иначе, на сегодняшний день можно констатировать следующее: ВС России наконец-то получают беспилотник, по большинству параметров не уступающий своим основным конкурентам. «Альтиус-РУ» сможет непрерывно находиться в воздухе до 48 часов, преодолевать расстояние до десяти тысяч километров, нести полезную нагрузку около тонны (по некоторым данным, до двух тонн, но это, вероятно, гражданская версия БПЛА) и вести разведку, осуществлять целеуказание, наносить высокоточные удары как по сигналу оператора, так и в полностью автономном режиме.

Отдельно нужно отметить, что на новом беспилотнике установлена система спутниковой связи, поэтому управлять им можно будет практически из любой точки планеты. Помимо этого, БПЛА имеет информационно-управляющую систему с элементами искусственного интеллекта. Это позволяет ему в некоторых ситуациях полностью самостоятельно определять и классифицировать цели, а затем атаковать их практически без задержек во времени. Также он может самостоятельно строить маршрут своего движения, исходя из имеющейся информации о состоянии вражеского ПВО. В результате он просто огибает места дислокации зенитно-ракетных комплексов противника на безопасном для себя расстоянии.

Высота полета БПЛА «Альтиус-РУ» достигает двенадцати километров. Это хороший показатель, почти исключающий поражение большинством ЗРК ближнего радиуса действия, ПЗРК и зенитной артиллерией.

Предполагаемое вооружение комплекса состоит из планирующих авиабомб «Гром-2», дальность полета которых достигает пятидесяти километров, и управляемых ракет «Гром-1» с дальностью пуска до 120 километров. При этом, разумеется, нельзя исключать и использование других боеприпасов, подходящих по массогабаритным параметрам.

Вместе с тем, следует с некоторой опаской относиться к заявлениям, что «Альтиус-РУ» является БПЛА «глобальной дальности». Будем откровенны – пока к таким беспилотникам можно отнести только американский RQ-4 «GlobalHawk» и его модификации. Дальность этого БПЛА достигает 25 000 километров, что действительно делает его по-настоящему глобальным. В нашем же случае, разделив десять тысяч надвое, получаем практический радиус около пяти тысяч километров – хороший показатель, но все-таки пока далекий от «глобальности».

Скорее, мы могли бы говорить о создании полноценного аналога американского БПЛА MQ-9 «Reaper». Да, между ними есть существенные отличия, взять хотя бы два двигателя у российского БПЛА против одного у американского. Да и в целом американец больше «заточен» под выполнение именно ударных операций. И все-таки в данном случае мы с большим правом можем говорить о техническом и концептуальном сходстве двух машин. Схожая крейсерская скорость, около 250 км/ч, практический потолок (12 км у «Альтиуса» против 13 км у «Жнеца»), аэродинамическая схема, массогабаритные показатели – все это позволяет нам с уверенностью говорить о том, что перед нами представители одной ниши.

Если попытаться ответить на практический вопрос, для чего вооруженным силам России может понадобиться БПЛА такого типа, давайте смоделируем ситуацию, которая легко может стать реальной. Например, сирийский конфликт. Предположим, что бои там разгорелись с новой силой, а российская авиабаза «Хмеймим» оказалась под интенсивным обстрелом и не может больше в полной мере обеспечивать функционирование боевой авиации. В этом случае в район боев могут быть с легкостью направлены БПЛА «Альтиус-РУ», например, с российской авиабазы в Армении. Расстояние от границ Армении до Дамаска – чуть больше тысячи километров. То есть, беспилотник около сорока часов сможет находиться в сирийском небе, ведя разведку, осуществляя корректировку огня, наводя на цель пилотируемую авиацию (предположим, из той же Армении или с северного Кавказа, например, из Моздока), а при необходимости и самостоятельно поражая цели.

Или еще одна точка на карте, которая потенциально может стать очень горячей – Таджикистан. Предположим, что там с новой силой вспыхнули боевые действия, бойцы российской 201-й российской военной базы вынуждены вступить в бой. От Астрахани до границ этой страны около двух тысяч километров, это больше, чем до Сирии. И все-таки беспилотник, о котором мы говорим сегодня, сможет провести в таджикском небе около суток – большой срок по военным меркам. При этом, что очень важно, он может оказаться в районе боевых действий без промежуточных посадок. А это очень важно, поскольку для соседних государств гораздо проще пропустить авиацию РФ через своё воздушное пространство, чем предоставить Москве аэродромы базирования на своей территории. Во всяком случае, первый вопрос можно решить за час, а вот решение второго может затянуться не на одни сутки. В итоге даже в случае очень серьезного обострения ситуации в стране, с возможным подавлением террористами или мятежниками мест дислокации местной и российской авиации, российский контингент не останется без поддержки с воздуха.

Разумеется, в случае «большой войны» у беспилотников будут свои задачи, и они могут отличаться от того, о чем мы сказали выше. Но, с одной стороны, и тогда они будут востребованы. А с другой, «большая война» еще десятилетия, а то и столетия, может оставаться только штабным упражнением. А вот локальные конфликты различной интенсивности, увы, происходят в мире со все возрастающей частотой, и к ним просто обязательно нужно быть готовыми.

Строго говоря, есть целый список угроз, где беспилотники большого радиуса действия являются одним из обязательных инструментов. А раз так, наши усилия по созданию машин такого класса можно назвать абсолютно оправданными. Да, к сожалению, не все идет гладко, и описанные выше проблемы усугубляются нашими специфическими «хворями» - коррупцией, низким качеством управления, технологическими изъянами. Но то, что процесс все-таки движется в нужном направлении, не может не радовать.

Подпишитесь