Ощутимый рост курса криптовалют в последнее время вновь заставляет искать объяснения этому феномену. К примеру, популярный телеграм-канал Незыгарь публикует текст, написанный заместителем главного редактора газеты «Завтра» Владимиром Винниковым, в котором тот утверждает, будто криптовалюты давно превратились из сугубо финансового инструмента в фактор глобальной геополитики.
Для доказательства своей версии, Винников прибегнул к цифрам:
«По состоянию на 18 февраля капитализация мирового рынка криптовалют достигла отметки 1,561 трлн долл., что почти вдвое больше показателя 1 января 2021 года, который составлял 784 млрд долл.
Примерно 930 млрд долл. из указанной выше суммы приходится на долю «крипты №1» — биткоина, чья цена за тот же период выросла с 28792 до 51792 долл., или в 1,8 раза (а с 12 марта 2020 года, то есть за 11 месяцев — более чем в 10 раз).
И эти цифры роста — уже весьма ощутимая величина для глобального рынка, поскольку они по номиналу сопоставимы с ВВП стран, замыкающих ТОР-20 национальных экономик современного мира: Турцией (761 млрд долл.) и Швейцарией (701 млрд долл.)...»
Далее Винников задается вопросом, какова же роль криптовалют, в целом и биткоина, в частности в современной финансовой системе и каковы их перспективы на будущее?
Сознавая, что любой ответ на эти вопросы будет носить приблизительный характер, Винников пишет:
«Одно дело здесь — мнения экспертов и специалистов о феномене, и совсем другое — объективный системно-динамический потенциал и функционал самого феномена. Авторитеты так или иначе — «в игре», поэтому сегодня они могут играть против «битка», а завтра — за него. И наоборот. А вот с потенциалом и функционалом криптовалют такие фокусы пройти не могут и не проходят.
Если кратко, то нынешняя министр финансов и экс-глава Федрезерва США Джанет Йеллен может называть биткоин и другие криптовалюты удобным инструментом для отмывания прибыли наркоторговцев и финансирования терроризма, вызывая снижение его курса. Это не отменяет того факта, что с теми же целями могут использоваться любые деньги в любой форме: и доллары, и евро, и юани, и рубли.
Глава компаний Tesla и SpaceX Илон Маск может написать в твиттере #bitcoin и заявить о покупке этого «электронного золота» на полтора миллиарда долларов, чем поучаствовать в его скачке на 25%. Это не отменяет того факта, что без функционирующей системы глобального интернета все криптовалюты мгновенно превратятся из роскошной кареты даже не в тыкву, а в ничто.
Можно провести аналогию с ядерным оружием. Крипта – боеголовка. Интернет – ракета-носитель. Без нее боеголовка мало на что годится.
Если же смотреть на потенциал и функционал «блокчейн-крипты» в целом, то главное, чем она отличается от повсеместных ныне фиатных (официальных) валют, — это её анонимность.
И видимое отсутствие легального эмитента, который несёт юридическую ответственность, имея соответствующие законные полномочия, за выпуск, оборот и приём данного платёжного средства.
А раз нет ответственности, то нет и контроля (спойлер: на самом деле есть, только в других формах; кто контролирует интернет — контролирует и весь пул криптовалют).
Кстати, с «цифровыми валютами» ситуация выглядит полностью противоположной. Там каждый токен в любой момент времени находится вроде бы под полным контролем эмитента. Но по сути использование цифровых валют ограничивает или даже отменяет право государств на суверенную денежную эмиссию, делегируя это право неким, скажем так, интернет-субъектам.
Если рассматривать деньги как особый тип управленческой информации (что прямо следует из широко цитируемого афоризма «Дайте мне управлять деньгами страны — и мне нет дела, кто будет устанавливать там законы»), то налицо попытка перехвата управления в глобальном масштабе.
Криптовалюты —лишь один из инструментов такого перехвата, и их дальнейшая судьба: всех вместе и каждой в отдельности, — будет зависеть от того, насколько успешным этот перехват окажется...»
***
Комментируя эти размышления, журналист Павел Пряников, считает, что Винников сильно переборщил с выводами, примешав туда геополитику и конспирологию. По его мнению, всё намного проще:
«Биткоин – обычный инвестиционный актив, а не валюта. Например, как золото. Даже похожие термины у двух видов активов – «майнинг» и «майнеры» - добыча и добытчики. При майнинге биткоина используется много электричества и времени, и то и другое стоит денег. Биткоином, как и золотом, вы не можете расплатиться в любом магазине. Так что слово «валюта» тут условное.
Что до роста стоимости биткоина, то такое может случиться с любым инвестактивом, это не значит, что «он покоряет мир». Несколько десятилетий назад и золото стоило $35 за унцию, а сейчас в 50 раз больше - $1,8 тыс.
Денег в мире сейчас море (правда, не у 80% людей в их кошельках). Центробанки развитых стран как сумасшедшие печатают и печатают деньги (одна ФРС США за этот кризис напечатала $5 трлн., и это не конец). Прибавьте к этому $20-30 трлн., скопившихся в офшорах. Плюс, как оказалось, в этот тяжёлых кризис верхний 1% только усиленно богател. Всё это раздувает «инфляцию активов» по всему миру. Миллионы инвесторов ищут, куда бы вложить эти деньги. Что Биткоин, даже в пропащий GameStop тролли с Реддита готовы нести последние копейки.
Может биткоин вырасти до $200 тыс.? Почему бы нет. Особенно если ФРС, ЕЦБ, центробанки Китая и Японии напечатают ещё $20 трлн. «бумаги», а верхний 1% половину из них рассуёт по своим карманам.
Плюс у биткоина есть один важный плюс – его анонимность, как у старых добрых офшоров раньше (сейчас их потихоньку начинают давить по всему миру, кроме британской юрисдикции). Потому крипта популярна в странах с жёстким валютным контролем, особенно в Китае, на который приходится до 60-70% всех операций с биткоином. Нувориши Китая совершают операции через биткоин, чтобы не попадаться на глаза своим жёстким регуляторам и спецслужбам.
Сколько это всё продлится? Центробанки и спецслужбы как муху могут прихлопнуть биток. В том же Китае просто пройти рейдами по майнинг-фермам с их тысячами компов и всё физически разгромить. Значит, пока это всё нужно и верхам...»