Posted 20 февраля 2021, 09:40

Published 20 февраля 2021, 09:40

Modified 7 марта, 14:06

Updated 7 марта, 14:06

Кладбищенский сюрприз: счастливчики из России получат необычное наследство

20 февраля 2021, 09:40
Наследники парижан, живших в начале прошлого века, неожиданно узнали, что имеют права на уникальный и очень дорогой памятник, стоящий на Монпарнасском кладбище

Французское издание L’Express рассказало об удивительной истории, которая, впрочем, еще не окончена. Вот вкратце ее содержание:

«В начале ХХ века, один талантливый румын, истерзанный невежеством своих соотечественников, которые совершенно не понимали его скульптур, взял котомку и двинул сначала в Мюнхен, а затем в тогдашнюю столицу искусств - Париж. Было ему под тридцать лет и звали его Константин Бранкузи. Поначалу жил он бедно, брался за любые заказы, а до мировой славы, дружбы с Эриком Сати и Жаном Кокто были еще долгие годы.

В те же годы в Париж приехала русская барышня Татьяна Рашевская, училась на медицинском, где и встретила свою любовь в облике другого румына Соломона Марбе, но из-за несчастной любви покончила с собой 23 лет от роду. Потрясенный Соломон после похорон присоветовал родителям Татьяны, заказать надгробный памятник своему другу Бранкузи. И в 1911 году скульптура "Поцелуй" была установлена на Монпарнасском кладбище.

Родителям изваяние решительно не понравилось, те ожидали что-то более традиционное, крест или ангелочка, а тут обнаженные любовника слились в вечном поцелуе. За работу Бранкузи они, конечно, заплатили (что-то около 730 евро в современном эквиваленте), но решили, что памятник заменят на более подходящий их вкусам. Затем случилась мировая война, в России революция, родители Татьяны исчезли в водовороте событий и в Париже более не бывали.

Так изваяние тихо простояло сотню лет на Монпарнасе, по соседству с более известными памятниками Бодлеру, Мопассану и Генсбуру. Но в наше время работы Бранкузи сделались довольно дорогими и продаются теперь за десятки миллионов долларов. Надгробный "Поцелуй" ученика Родена оценивают в 30–50 миллионов.

Тут-то один ушлый французский арт–дилер и решил выяснить, нет ли у могилы и скульптуры хозяина и нашел в России наследников, которые от нахлынувшего на них счастья рванули во Францию и переписали на себя участок на кладбище. Дилер подсуетился, подтянул адвокатов и процесс пошел.

Наследники заявили, что хотят продать скульптуру, а на могиле поставить копию. Власти Франции парировали, что это народное достояние. Адвокаты принесли документы о том, что скульптура была заказана и оплачена родителями Татьяны и поэтому принадлежит наследникам.

Запретить продажу власти Франции не могут - они лишь имеют право первоочередного выкупа. Идея властей Парижа, что скульптура и постамент неразрывно связанные в единый ансамбль объекты, тоже не прокатила - хитроумные адвокаты нашли документы 1911 года, что постамент делал другой скульптор.

А пока, в ожидании денег, наследники приняли решение заколотить скульптуру в деревянный ящик: мол, нечего бесплатно пялиться на нашу драгоценность, частную собственность и семейную реликвию...»

Подпишитесь