Осенью 2020 года белорусам запретили дешёвый шоппинг в польских торговых центрах приграничья. Иссяк поток товаров, начиная от туалетной бумаги, заканчивая стройматериалами и электроникой. «Конечно, эта мера затронет польские супермаркеты», – сокрушалась варшавская Gazeta Wyborcza.
Дело в том, что на протяжении восточной польской границы создана инфраструктура, рассчитанная на приграничный туризм. Челноки из Калининградской области РФ, Литвы, Белорусии и Украины ежегодно оставляли в польских магазинах и на оптовых базах 2 млрд злотых безналичными и примерно миллиард налом. Четверть торгового оборота приходилась на белорусов.
Запретив ввоз польских товаров, Минск оставил валюту в стране, подтолкнул жителей покупать товары собственного производства и стимулировал местных производителей. Это сразу сказалось на уровне жизни поляков приграничья; часть продавцов там обанкротилась, а часть вынужденно сократила операции.
Латыши получили от белорусов оплеуху последними.
Международная федерация хоккея (IIHF) объявила, что чемпионат мира – 2021, хозяевами которого считались Минск и Рига, 21 мая примет только Рига.
Там к возможности провести турнир в одиночку отнеслись сдержанно, так как престижное соревнование стало превращаться в обузу.
Первенство вряд ли получится сделать хоккейным праздником в полной мере. Денег надо много, заработать столько от продажи билетов на хоккей не удастся.
«Варианты с 20%, 30% и 50% от заполняемости трибун», говорит глава IIHF Рене Фазель, уже отброшены. А премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш заявил: «Чемпионат получится эпидемиологически безопасным, поскольку пройдёт без зрителей». Ну а нет зрителей – нет и прибыли. Остаётся утешаться «эпидемиологической безопасностью».
Как выяснили «Новые Известия», в латвийской прессе пишут, что в сентябре 2020 года правительство Латвии направило в IIHF письмо с просьбой перенести чемпионат из Минска в другое место. Сайт rus.delfi.lv в своей публикации отмечал, что Чемпионат мира по хоккею должен был пройти в Беларуси и Латвии весной 2021 года, однако ухудшение отношений между Европой и Минском поставило под вопрос совместную организацию мероприятия: «Премьер-министр Кришьянис Кариньш пояснил, что Латвия по-прежнему желает провести ЧМ-2021 в Риге, однако, учитывая ситуацию в Беларуси, правительство страны не видит варианта совместного проведения турнира с Беларусью».
В итоге было решено, что основным стадионом ЧМ по хоккею станет "Арена Рига", там сыграют команды группы B, а также пройдут два четвертьфинала, полуфинальный и медальный раунды. Вторым стадионом станет Олимпийский спортивный центр, где состоятся матчи группы A и еще две четвертьфинальные встречи. Тренировочной ареной станет каток с двумя ледовыми площадками вблизи "Арены Рига". А все 16 команд будут размещены в одной гостинице.
Но какой бы «обузой» для Латвии ни был Чемпионат мира по хоккею, главная атака белорусских властей, пишет автор Фонда стратегической культуры, пришлась на Литву, «ярого критика режима и сторонника демократической оппозиции».
Когда президент Белоруссии заявил, что внёс в правительство предложение переориентировать все торговые потоки с портов Литвы на другие направления, в Вильнюсе смеялись. Никто в правительстве Саулюса Сквернялиса, включая премьера, не поверил, «поскольку для белорусских грузов путь через Литву и её морской порт – самый экономически привлекательный, а возможностей для переориентации потоков грузов на порты России или Латвии у Минска нет».
Оказалось есть. Минск пожертвовал Клайпедой. Вильнюсу в угоду «демократическому правительству соседней страны во главе с президентом Светланой Тихановской» пришлось расстаться с деньгами от транзита белорусских нефтепродуктов на экспорт через терминал Klaipedos Nafta и закупаемой Минском нефти. Директор порта Альгис Латакас лишь развёл руками.
А РФ заключила с РБ соглашение о транспортировке и перевалке нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через порты России. Документ действует до конца 2023 года. Объёмы перевалки составят от 2 до 3,5 млн тонн в год. Всего планируется перевалить около 9,8 млн тонн. Цифры означают, что Литва ежегодно потеряет примерно 11% годового бюджета. Беларусь в лице РФ получит надёжного экономического партнёра, а Россия – дополнительные доходы от налоговых поступлений, загрузку терминала в Усть-Луге и возможность создать новые рабочие места.
Вопреки заверениям Сквернялиса, у Минска есть возможность действовать через Россию, а вот Литве заместить белорусский грузопоток нечем. Что касается «длинного транспортного плеча», то транспортные расходы белорусской стороны компенсируются за счет льгот, которые могут предложить российские порты. Это сделает белорусские нефтепродукты более конкурентоспособными на европейских рынках.
Фатальное влияние Усть-Луги сказалось и на ситуации с латвийским Вентспилсом.
В его порту рассчитывали на увеличение оборотов за счёт перехвата транзита у Литвы. Не вышло. «Грузооборот в 2020 году сократился на 36,9% по сравнению с 2019 годом, когда было перевалено порядка 12,9 млн тонн грузов», – говорится в пресс-релизе портоуправления.
Между тем, «Новые Известия» обнаружили интервью председателя правления Латвийских железных дорог (LDz) Мариса Клейнбергса, который в беседе латвийской газетой Diena, говоря о сотрудничестве с Белоруссией в области грузоперевозок, отметил, что, несмотря на политическую нестабильность в соседней республике, представительство LDz продолжает там работу, и «пока нет никаких свидетельств того, что Белоруссия откажется от использования латвийского коридора там, где это ей выгодно».
Тем временем в Усть-Луге ввели в эксплуатацию терминал по перевалке минеральных удобрений. Выход на полную мощность в 12 млн тонн запланирован на конец 2021 года.
В Минске говорят о переориентации продукции "Белкалия" из Литвы на российский порт.
Речь идёт ещё примерно о 10 млн тонн грузов, которых лишится Клайпеда. Её терминал Biri Krovini Terminalas останется без загрузки, а работники – без работы. Ещё сильнее сократится объём налоговых поступлений в бюджет. В долгосрочной перспективе прибалты со своей географической привлекательностью окажутся на периферии грузопотоков Евросоюза.
Уже зреет в Прибалтике конфликт по поводу продукции Белорусской АЭС.
Её энергию Латвия покупает у России и перепродаёт в Литву, которая уже заплатила Риге 4 млн евро. Деньги небольшие, но вопрос в другом. Вильнюс законодательно признал БелАЭС угрозой национальной безопасности и обязался не допустить «атомную» энергию в свои передающие сети. И всё бы хорошо, если бы не Латвия. Литовцы буквально наезжают на соседей, требуя остановить диверсию. Рига отмахивается: «Ах, оставьте!»
И здесь нельзя не вспомнить о специфической внешней политике стран Балтии и Польши. Их миссия – служить проводниками влияния США в Восточной Европе. И если в Вашингтоне решат, что Литва или Польша должны осуществлять поддержку белорусской оппозиции, Вильнюс и Варшава будут её осуществлять даже в ущерб собственным интересам.
Вильнюс, например, будет ужесточать санкции. Президент Гитанас Науседа «верит в неизбежную демократизацию Беларуси». Бывший глава МИД Аудронюс Ажубалис тоже верит, но не убеждён, что Брюссель «искренне заинтересован в кольце демократических государств вокруг России».
А теперь, что касается заголовка статьи - “Прибалтийский «корабль дураков» налетел на белорусские рифы”. В 2003 году литовский писатель-патриот Витаутас Петкявичюс опубликовал честную книгу о Литве, которую назвал «Корабль дураков – галерея политических лиц и шаржей». Следом вышла «Деревня Дурачковка». Петкявичюс рассказал о политическом закулисье, о том, как проходимцы у власти принимают решения, грозящие стране тяжкими последствиями.
Увы, отмечает автор статьи, обе талантливые книги ничему не научили литовцев, они только стали дополнительными иллюстрациями к положению дел в соседних Польше и Латвии.