Posted 19 февраля 2021, 10:51

Published 19 февраля 2021, 10:51

Modified 25 декабря 2022, 17:09

Updated 25 декабря 2022, 17:09

Лайфхак от правозащитника: что делать, если полицейские требуют предъявить паспорт

19 февраля 2021, 10:51
Сотрудник полиции не имеет права требовать проверки документов или личности граждан без законных на то оснований, но беда в том, что граждане, как правило, законов не знают .

Недавно «Новые Известия» опубликовали лайфхак правозащитницы Ирины Яценко о том, почему граждане, задержанные полицией и доставленные в участок просто обязаны для собственного здоровья и благополучия настаивать на вызове адвоката и без адвоката не давать никаких показаний и не подписывать никаких бумаг. Теперь же Яценко посвятила свою публикацию другой важной проблеме: нужно ли показывать полицейскому свой паспорт, если он это требует Увы, правильный ответ на этот вопрос не знает подавляющее большинство россиян:

Часто вижу в рекомендациях для задержанных на публичных акциях совет брать с собой вместо паспорта копию, даже нотариально заверенную. В контексте минимизации затрат энергии и максимизации облегчения работы полицаров совет, возможно, и имеет смысл. Но для тех, кто ходит на акции не для того, чтобы, в случае задержания, сделать как можно комфортнее полицейским, а чтобы защищать свои права, совет брать с собой нотариальную копию паспорта не имеет никакого смысла. Объясню, почему.

Давайте разберемся, зачем нам вообще паспорт.

Паспорт - это документ, удостоверяющий вашу личность. Он нам нужен, когда мы идем за услугой в официальные госучреждения, чтобы заказать билет на самолет или поезд, оформить кредит, и т.д. - туда, где вашу личность смогут установить лишь одним способом: бумажным документом, который вы можете предъявить. Это может быть паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, для военнослужащих - военный билет, или временное удостоверение личности, которое выдают в случае утери паспорта. Т.е. мы используем паспорт там, где сами понимаем необходимость его предъявления для удостоверения, что это именно вы желаете получить определенную услугу, а не кто-то вместо вас берет на ваше имя кредит. Паспорт определяет вашу гражданскую принадлежность и дает вам право на получение определенных услуг.

Для чего нужен паспорт сотрудниками полиции, когда они останавливают вас на улице и требуют его предъявить? Или когда вас задерживают во время участия в публичном мероприятии. Собственно, для того же, для чего у вас просят паспорт в банке: чтобы удостоверить вашу личность. Но давайте же зададимся вопросом: неужели у сотрудников полиции не существует никаких иных способов, удостоверить вашу личность, кроме как предъявив бумажный паспорт? Конечно же есть. Это электронная база данных всех российских паспортов: т.н. автоматизированная система «Российский паспорт». Если вас хоть раз задерживали и составляли протокол, то вы должны были видеть сведения из это базы в материалах вашего дела в распечатанном виде. Поиск по базе происходит по ФИО, дате рождения и иногда для облегчения поиска по месту рождения. При поиске информации база выдает сведения о всех паспортах, которые вам когда-либо выдавались, включая загранпаспорт, об адресе регистрации и, конечно же, фотографию - ту, которая в вашем бумажном паспорте. Эта база подключена к компьютерам дежурной части. Кроме того (да здравствует технический прогресс и сын его интернет!), любой ппэсник при наступлении на службу получает вместе с экипировкой электронный планшет с доступом в эту базу. Вот в банках, например, подключения к АС «Российский паспорт» нет. Поэтому, когда вы идете в банк за кредитом, вы берете с собой бумажный паспорт. Даже у специалиста МФЦ нет доступа к «Российскому паспорту». А у любого патрульного патрульной-поставкой службы есть. Что из этого следует?

Две вещи. Первая. Полицарам не обязательно брать в свои руки ваш бумажный паспорт, чтобы проверить вашу личность. Достаточно для этого вам назвать свои ФИО, дату и место рождения.

Вторая. Полицарам нет нужны задерживать вас и доставлять в дежурную часть «для проверки вашей личности», им достаточно ввести названные вами ФИО, дату и место рождения в электронной базе «Российский паспорт» в своем планшете, и они получат доступ ко всем данным, которые есть в вашем бумажном паспорте, включая фотографию.

Начнем с того, что сотрудник полиции вообще не имеет права потребовать у вас проверки документов или вашей личности без законных на то оснований. Да, да, в наш век беззакония и полицейского произвола я всё равно буду ссылаться на законы и права, потому что для меня это не пустой звук. Принуждать полицейских соблюдать закон - это моя обязанность, как гражданина. Если кто-то с этим не согласен, можете дальше не читать.

Итак. Одно дело, когда вы, например, курите на детской площадке, пьете пиво в парке, устраиваете потасовку или ругаетесь матом в общественном месте. По российскому законодательству данные действия квалифицируется как правонарушение. В таких случаях полицейский не просто вправе, но обязан подойти к вам, представиться, разъяснить вам, что ваши действия являются правонарушением, предупредить, что, если вы не прекратите, то они вынуждены будут составить на вас протокол об административном правонарушении (это, кстати, то, что в законе называется «профбеседа», а не то, когда вас забирают с плакатом с одиночного пикета, привозят вас в участок, держат там несколько часов, а потом отпускают без протокола, говоря, что провели с вам «профбеседу» - это не профбеседа, а форменный произвол). Если вы игнорируете законные требования сотрудника полиции прекратить противоправные действия, то дальше на вас составляют вполне законный и заслуженный протокол об административном правонарушении. Для его составления сотрудник полиции запросит у вас данные о вашей личности и - исключительно для его удобства - бумажный документ. Это то, как должно быть по закону.

Вот, как происходит в реальности.

Вы просто идете по улице, никого не трогаете, и тут нарисовываются двое в полицейской форме и требуют предъявить документы. На каком основании? Ответы «выглядите подозрительно», «операция мигрант» «есть основание полагать, что вы наркоман» и подобные не котируются. Полицейский обязан сослаться на норму закона, дающую ему право подойти к вам, заговорить с вами и потребовать установление вашей личности. Эти основания указаны в статье 13 ФЗ «О полиции». Но полицейские в массе своей законов не знают, даже своего «родного», закона «О полиции». Но иногда попадаются опытные. Я пожалуй подчеркну: опытные, а не знающие законы. Они вам соврут, что вы «проходите по ориентировке». Этот аргумент сложно обойти, потому что формально это соответствует законному основанию, предусмотренному часть 2 статьи 13 закона «О полиции». Но, повторю, лишь формально, потому что, конечно же, нет ничего законного во вранье, тем более должностного лица при исполнении. Но вам нечего возразить на этот аргумент. Доступа к полицейским ориентировкам у вас нет, полицейские это знают, поэтому и пользуются вашей беспомощностью, чтобы творить свои противоправные дела. И еще они знают, что наказание за свою ложь они не понесут. А безнаказанность, как известно, порождает беззаконие. Но это не значит, что бороться с этим не надо. Еще как надо. Продолжаем.

Формальная ложь о том, что вы проходите по ориентировке, не лишает вас права на мнение о том, что это ложь. Так и говорите полицарам: вы всё врете. Объясните волчарам в погонах, что вы не многодетный отец/мать, уклоняющейся от алиментов, что вы не находитесь в розыске, а, главное, вы просто шли по улице, ничего противозаконного не совершали, поэтому на вас не может быть ориентировки. Но скрывать вам нечего, тем более свою личность, поэтому вы согласны назвать полицейский свои ФИО, дату и место рождения, чтобы они смогли проверить через свою базу, что вы говорите правду.

Дальше начнется то, что адвокат Дмитрий Захватов очень точно называет «паспортный фетишизм».

Я правда не могу объяснить, почему полицейские, имея на руках все необходимые технические средства, чтобы установить вашу личность без бумажного паспорта, непременно требуют наличие бумажного паспорта. Склоняюсь к мнению, что в этом вопросе должны разбирать психологи. На ум приходят кадры из фильмов-антиутопий, когда власть в стране захватили фашисты, по улицам ходят люди с автоматами и проверяют у всех прохожих их паспорты - право на проход. Это элемент запугивания. Само по себе это такое действие, как проверка документов, как правило, ничего не значит, но дает им ощущение власти над плебсом, а нам - внушает если не страх, то опасение и дискомфорт. Так подавляют нашу волю к сопротивлению полицейскому государству. Поэтому, когда я вижу на улице или в метро, как полицейские подходят к обычным прохожим и кошмарят их проверкой документов, стараюсь всегда вмешиваться и требую прекратить незаконные действия. Оставаясь безучастными к преступлению, мы сами становимся его соучастниками.

Это было лирическое отступление. Возвращаемся в паспортному фетишизму.

Вы, наверно, удивитесь, но нет ни одного закона, который обязывал бы вас постоянно носить паспорт с собой. Напротив - есть обязанность хранить паспорт бережно, в месте, исключающим его порчу или утрату. Возьмите свой паспорт в руки - да, да, прям сейчас, возьмите - и прочтите выписку из «Положения о паспорте гражданина РФ» на его последней страничке. У вас есть обязанность гражданина ИМЕТЬ паспорт. Но нет обязанности таскать его везде с собой. И есть обязанность БЕРЕЧЬ его. Вот на это всегда и ссылайтесь в разговоре с полицейским, объясняя, почему у вас нет с собой паспорта. Потому что вы не обязаны везде его с собой таскать, но обязаны беречь. При всем уважении к сотрудникам правоохранительных служб (про себя ха-ха три раза), руки этих самых сотрудников - не самое безопасное место для моего паспорта. Напротив, у меня нет никаких оснований им доверять, не предполагать, что они не украдут мой паспорт. Окей, не украдут, а незаконно отнимут и не вернут. Ну, собственно, украдут. Поэтому паспорт я храню дома, бережно, в месте, исключающим его порчу или утрату.

Рекомендую заучить эти слова наизусть, потому что в полевых условиях от страха все слова забываются, кроме тех, которые заучили наизусть. Проверено на личном опыте.

Особо обратите внимание на пункт 22 на последней странице паспорта. «Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Это на тот случай, когда полицейский забрал ваш паспорт у вас из рук и не возвращает. Конечно, таких ситуаций лучше вообще не допускать (блин, да не берите вы с собой паспорт!), но если такое произошло, то начинайте поднимать панику. Серьезно. Начните вести съемку на телефон, желательно в прямом эфире в соцсеть. Если дело происходит на улице, начинайте говорить громко, привлекая внимание других людей: вы украли у меня паспорт! немедленно верните, это моя собственность! вы поступаете незаконно! изъятие паспорта возможно только в соответствие с законом, при понятых и описи, немедленно верните паспорт! Повторяйте эти слова до тех пор, пока ваш документ не окажется у вас в руках. Полицейские боятся огласки, поэтому паспорт вам вернут. Проверено на личном опыте.

Итак, полицейские выяснили, что паспорта у вас нет. Что дальше? А дальше они начнут тащить вас в дежурную часть. А вы как думали? Защищать свои права нелегко.

Говорите громко, но спокойно, как с маленькими детьми. Ни в коем случае не проявляете агрессию. Начните вести съемку, желательно в прямом эфире, в соцсеть. Пока вас не начали дубасить дубинкой и выкручивать руки, громко повторяйте на видео: я не скрываю свою личность. Меня зовут ФИО, дата и место рождения. Доставление в дежурную часть незаконно и не обосновано. Проверяйте данные, которые я предоставляю, по рабочему планшету. У меня нет с собой паспорта, и у меня нет обязанности его с собой носить. Но и у вас нет права из-за того, что у меня нет с собой паспорта, задерживать и доставлять в дежурную часть. Отсутствие паспорта само по себе не является правонарушение. А вот незаконное задержание - это превышение должностных полномочий, т.е. преступление, предусмотренное статьей 286 УК РФ. По какой причине вы настаиваете на том, чтобы лишить меня свободы передвижения, требуете, чтобы я прошла в дежурную часть, и не проверяете мои данные через рабочий планшет?

Последний вопрос - очень важен. Если сотрудники полиции действительно имеют к вам какие-то вопросы, то они без разговоров проверят ваши данные через свою электронную систему. Если полицейские отказываются это делать и продолжают настаивать на том, чтобы вы «прошли с ними», то возникает обоснованное сомнение: а являются ли эти люди сотрудниками полиции? Дело в том, что при исполнении своих должностных обязанностей полицейские обязаны иметь при себе всё необходимое - в том числе тот самый рабочий планшет с базой паспортов. Если планшета у них с собой нет, то, возможно, вы столкнулись с теми, кто вышел «подработать». То есть, они сейчас не при исполнении. Их смена закончилась или у них выходной, но они решили найти бедолагу, у которого что-то не так, например, с регистрацией, или это вообще бесправный мигрант, с которого можно стрясти бабло, даже если все документы у него в порядке. Поэтому, если вы точно знаете, что к вам не может быть никаких вопросов со стороны правоохранительных органов, но полицейский требует пройти с ним в дежурную часть, то настойчиво требуйте, чтобы вашу личность проверяли без доставления в дежурку. Для полицаров угроза задержания и доставления в отдел полиции - скорее элемент блефа. Очередное запугивание. Они прекрасно понимают, что, доставив вас в отделение, им придется объяснять, зачем они это сделали. Это лишняя бумажная волокита, особенно если вы для них будете излишне грамотны, начнете требовать протоколы доставления и задержания, в которых им придется обосновать законность вашего задержания. Вы понимаете, что они блефуют, они понимают, что закон на вашей стороне. Скорее всего на этом месте вы с ними и расстанетесь, никуда они вас не повезут. Вы пойдете по своим делам, они пойдут искать других жертв, менее грамотных, с которыми будет меньше мороки. Проверено на собственном опыте неоднократно.

Но может обернуться и по-другому. Вас всё же привезут в дежурную часть, где вы снова назовете дежурному свои ФИО, дату и место рождения, полицейские убедятся в том, что вы не преступник (они и так это знали, просто из вредности), а вы сможете написать заявление о преступлении на тех сотрудников, которые незаконно задержали вас, без законных на то оснований лишили вас права на неприкосновенность и личную свободу, можете даже обратиться с заявлением в следственный комитет и прокуратуру по данному факту, если будет на то желание. В итоге вы всё равно выйдете из отделения полиции, не показав никому свой паспорт. Потратите много нервов и времени, но не станете добровольно соучастником беззакония, к которому мы, к сожалению, привыкли. Проверено на собственном опыте неоднократно.

Очень важно. Смартфон - это ваша палочка-выручалочка. Возможность вести видеосъемку, аудиозапись и доступ к внешнему миру в одном флаконе. Ваши попытки достать телефон, не то, что даже что-то снимать, но и просто сообщить близким о том, что вы задержаны и вас везут в ОП, могут быть встречены агрессией, выбиванием телефона из рук и всякими другими неприятными вещами. Если вы находитесь в людном месте, с друзьями, то вы справитесь. Но если так случится, что вы пересеклись с полицарами в глухом безлюдном переулке, то ой. Постарайтесь сделать так, чтобы как можно больше времени не привлекать внимания к своему телефону. Сообщите родственникам или друзьям о задержании - кому-то, кто будет знать, что вы в отделении полиции, и кто начнет бить тревогу, если вы не объявитесь в ближайшие три часа. Если телефон отобрали сразу же, то скорее всего всё плохо. Дальше - только упорство в требовании допустить адвоката, о чем писала в предыдущем посте.

Итак, мы выяснили, что таскать везде с собой паспорт не обязательно, показывать его полицейскому по первому требованию не надо, что личность сотрудники полиции могут установить и без бумажного паспорта. Так зачем в памятках о том, как вести себя при задержании, правозащитники пишут о том, что нужно иметь при себе нотариально заверенную копию? Честно говоря, я не знаю. Нотариальная копия паспорта - это трата времени и денег (довольно больших денег). Если вам совсем уж страшно выходить из дома вообще без паспорта, то лучше уж возьмите обычную ксерокопию вашего паспорта, не тратьте деньги на нотариуса. Толку от обычной ксерокопии столько же, как и от нотариально заверенной копии - исключительно ради удобства полицаров, чтобы удовлетворить их паспортный фетишизм, не отдавая при этом им в руки свой документ. Некий компромисс, который, впрочем, особо ни на что не влияет. Если полицейские захотят доставить вас в отделение полиции, то они вас туда заберут в любом случае, даже если вы им отдадите паспорт и к нему шесть нотариально заверенных копий. Если же у них нет приказа задерживать, то они от вас отстанут, даже если вы не дадите им ничего - даже обычной ксерокопии.

Не поддавайтесь на манипуляции и запугивания, типа «нет паспорта - оставляем на 48 часов». Или «нет паспорта - откатаем пальцы». Или вот еще, из особо любимого: «нет паспорта - составляем 19.3».

48 часов или дактилоскопия - это при отсутствии возможности установить вашу личность иным способом. 19.3 - это если на законное требование сотрудника полиции назвать свои данные, вы отказываетесь. В данном случае никаких законных оснований у полицаров подходить к вам и требовать паспорт не было (случай, когда вы просто шли по улице). Но несмотря на это мы ничего не скрываем. Тем более свою личность. Мы громко и четко несколько раз, в том числе на видео назвали свои ФИО, дату и место рождения. Таким образом, личность ваша установлена, законных оснований оставлять вас на 48 часов, проводить дактилоскопию или тем более составлять на вас протокол по 19.3 нет. Подчеркиваю: законных оснований. Мы все понимаем, в каком государстве живем. Поэтому законных действий от правоохранителей особо не ждем. Но и безропотно соглашаться соучаствовать в их незаконной деятельности мы не будет.

В прошлый раз я писала о том, как взломать план «Крепость», и получила много комментариев, что мои советы призывают геройствовать. Может, эти комментаторы и правы. Но я совершенно точно знаю, что никакой я не герой. Просто я дико боюсь оставаться тет-а-тет с полицейскими взаперти. Требовать допустить защитника в отделение полиции - это инстинкт самосохранения, а не героический акт. Вот с паспортом, да, пожалуй, соглашусь. Нужна смелость, чтобы отказаться носить его с собой, особенно, когда идешь на публичную акцию, на которой могут задержать. Но вы должны понимать одну простую вещь. То, как поведут себя с вами полицары после задержания на акции - оставят ли на 48 часов, начнут ли требовать от вас откатать пальцы или даже снять отпечатки обуви - зависит не от того, если ли у вас паспорт, а от приказа, который они получают, скорее всего, от Центра противодействия экстремизму. Именно эти товарищи, именуемые в простонародье «эшниками», рулят в отделениях полиции, куда доставляют задержанных, отдают команды полицейским, какие протокол составлять, и даже отдают приказы начальникам отделений полиций, если нужно, чтобы все задержанные оставались на 48 часов. От вас зависит лишь то, сколько вы доставите проблем и беспокойства во время вашего пребывания в отделении полиции самим сотрудникам полиции. Дружно сдадите паспорта без описи и понятых? Отлично, полицейские будут вам благодарны, им будет удобнее отпечатывать с них ваши данные в фальсифицируемые протоколы. Копии паспортов тоже для этого дела сгодятся - хоть обычные, хоть нотариальные. Безропотно отдадите телефоны, чтобы дежурного, на которого внезапно свалилось двадцать задержанных, не беспокоили всякие там переживальщики - родственники, сочувствующие, правозащитники? Еще лучше. У них работа посуточная, они доработают до конца смены и уйдут, а вы так и останетесь без юридической помощи, передачки и без возможности сообщить, что вас повезли на суд. У вас нет выбора - выйти из отделения полиции без протокола и штрафа или отсидеть 15 суток. Этот выбор за вас делают даже не те полицейские, которые составляют на вас протокол, а те, кто отдает им приказы, эшники. Но вот выбор - добавить полицейским дискомфорт в их жизнь или максимально облегчить им задачу по фальсификации протоколов в отношении вас же - вот этот выбор у вас никто не отнимет. Считать ли это геройством? Не знаю. Решать только вам самим.

P.S.

- старшсерж бубубу, документики, пожалуйста

- Что?

- старшсерж бубубу, документики, пожалуйста.

- Какие документники?.. На квартиру? Где деньги лежат?

- бубубу шутить изволите?! Документы ваши покажите!

- Паспорт?

- Да, паспорт!

- Позвольте уточнить, в связи с чем вы просите у меня паспорт? Я что-то нарушил?

- бубубу операция «Шторм» («Антимигрант», «Московский адрес», «Зеленый ктулху»).

- Что за операция?..

- бубубу не ваше дело бубубу вы отказываетесь?!

- Нет, не отказываюсь ни в коем случае, просто не услышал пока что законных оснований для проверки документов.

- бубубу вдруг у вас прописка не московская.

- Может, и не московская. Но назовите пожалуйста, законные основания для проверки документов.

- бубубу вам же сказали операция «Расцвёл камыш»!

- А не могли бы вы сослаться на норму федерального закона, где сказано про операцию «Мокрый плед»? Сошлитесь, пожалуйста, на конкретную статью.

- бубубу вы проходите по ориентировке! (Бинго!)

- Надо же! Даже не знал, что в розыске… Как интересно. А можете показать ориентировку?

- бубубу не положено. Служебная информация.

- Ну, понятно. Кто бы сомневался… Тогда скажите хотя бы, в отношении кого ориентировка? ФИО можно? Я тогда смогу сказать, я это или не я.

- бубубу хватит выделываться, давайте паспорт.

- Ох, простите, я сразу не предупредил? У меня нет с собой паспорта. Ну, не ношу я его с собой.

- Чтооооооо??? Пройдемте в дежурную часть!

- Чтооооооо??? Зачем??

- Будем устанавливать вашу личность!

- Господи, вот проблемы-то… Устанавливайте, сколько хотите здесь. Меня зовут ФИО, дата, место рождения.

- Так не пойдет! Пройдемте с нами в дежурную часть!

- Вы меня задерживаете?

- Да! Нет! У вас нет паспорта!

- Так задерживаете или нет?

- Нет, но пройдемте в дежурную часть!

- Зачем мне идти с вами в дежурную часть?

- Будем устанавливать вашу личность!

- Но я же сообщил вам свои данные. Меня зовут ФИО, дата, место рождения.

- Нет, я не знаю, ваши ли это данные. Пройдемте!

- А почему вы не можете проверить, мои ли это данные здесь?

- Нет технической возможности!

- А почему нет технической возможности? Вы что, вышли в патруль неукомплектованными??? Где ваш планшет с базой данных «Российский паспорт»?!?!?!??

- буббууб слишком умные пошли…. бубубубуу свободны.

- И вам не болеть.

P.P.S. Прошу прощения за многобуков... Но иначе никак не донести мысль в полном объёме. Очень старалась лишнего не писать, только про паспорт.

Подпишитесь