Столкнувшиеся с новыми для всех реалиями пандемии российские граждане стали искать разные объекты для вложения своих накоплений в зависимости от собственных приоритетов и уровня доходов.
Одной из значимых причин оживления рынка купли-продажи гаражей и машиномест эксперты назвали так называемую "гаражную амнистию", которую многие автомобилисты ожидали долгие годы. 26 января Госдума приняла в первом чтении законопроект о такой амнистии. В соответствии с ним устанавливается упрощенный порядок регистрации прав на гаражи, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса. Ранее владельцы гаражей и машиномест испытывали проблемы с легализацией своего статуса и сделками купли-продажи. Теперь же ожидается, что принятые меры коснутся до 3,5 миллионов объектов, в том случае если их собственники успеют оформить необходимые документы до 1 января 2026 года. Впрочем, существует вероятность, что действие закона будет продлено и далее по аналогии с дачной амнистией, которую ранее пролонгировали несколько раз.
При этом главным импульсом для повышения спроса на этот сегмент недвижимости выступает все же рост продаж на вторичном рынке автомобилей - большинство россиян рассматривают покупку гаража, в первую очередь как место стоянки и содержания личного автотранспорта. Однако, гаражи часто используют и в качестве подсобных помещений, мастерских, складов и даже производственных помещений для малого бизнеса. В условиях роста цен на жилую недвижимость и нестабильных экономических обстоятельств многие россияне обратили внимание на гаражи и машиноместа, как выгодный способ вложения средств. Ведь приобретение таких объектов недвижимости может себе позволить больший процент граждан в отличие от покупки квартир. В среднем по стране стоимость гаража по итогам года составила 250 000 рублей, а машиноместа - 600 000 рублей.
В результате в целом по стране спрос на гаражи в 2020 вырос на 12% по сравнению с 2019 годом. Собственникам удавалось быстро реализовать свое имущество, что привело к сокращению объемов предложения на 6% - по статистике на одно объявление приходилось девять потенциальных покупателей.
В ряде областных центров темпы роста спроса на покупку гаражей по итогам года даже превысили средние показатели по всей стране. Наиболее заметный потребительский бум в годовом выражении (2020 год к 2019 году ) был отмечен в Новосибирске (на 30% больше) и в Калининграде (на 26% больше). Кроме того, весьма значительная положительная динамика наблюдалась в Кирове, Омске, Севастополе и Ульяновске, где спрос за год вырос на 18%. В среднем по России на одно объявление о продаже гаража приходилось по девять запросов на его покупку, хотя в отдельных регионах этот показатель был даже выше - в Сочи спрос превышал предложение даже в 23 раза.
Самыми дорогими гаражами по итогам 2020 года стали железобетонные - в среднем по 310 000 рублей за объект. Кирпичный гараж (именно они стали самыми востребованными у потенциальных покупателей - 57% в общей структуре спроса) продавали в среднем по 250 000 рублей, а металлические - даже по 80 000 рублей. На втором месте по популярности оказались железобетонные варианты (27%), а реже всего покупатели выбирали металлические конструкции (16%), - отмечает avito.ru.
Любопытно, что Москва стала одним из немногих городов, где спрос на гаражи, вопреки общероссийским тенденциям, за год даже упал на 11%. Несмотря на самую большую численность населения и развитый автомобильный рынок, в столице рост количества сделок сдерживают высокие цены на гаражи (в среднем по итогам 2020 года они стоят около 550 тысяч рублей), а также достаточно активный снос гаражных кооперативов, в результате которого бывшие владельцы получают компенсации от города (в увеличенном размере по сравнению с уровнем выплат 2019 года): до 350 тысяч рублей за кирпичный гараж, до 175 тысяч рублей за металлический. При этом во "второй российской столице", Санкт-Петербурге, спрос на гаражи в 2020 году вырос на 6%.
Самыми же дорогими в России оказались гаражи в Сочи - в этом городе их средняя стоимость по итогам 2020 года составила 1,8 миллиона рублей. Во многом это связано со спецификой сочинского рынка недвижимости - гаражные помещения в непосредственной близости от моря на пике туристического сезона иногда переоборудуются в бюджетные апартаменты для отдыхающих, что также оказывает влияние на средние цены.