Posted 17 февраля 2021, 16:38
Published 17 февраля 2021, 16:38
Modified 7 марта, 14:09
Updated 7 марта, 14:09
Виктория Петрова
Первый общественный туалет в московском метро появился всего пять с половиной лет назад – это была временная, передвижная кабина, в «рамках пилотного проекта» открытая ко Дню города на станции «Проспект мира».
«Долгожданное событие, «уникальный проект, разработанный по многочисленным обращениям граждан с учетом опыта зарубежных коллег», - так восхвалял тогда переносную кабину первый замначальника метрополитена Юрий Дегтярев.
«Ко Дню города мы установим первый туалет на платформе станции «Проспект Мира» в рамках пилотного проекта. Уже к концу года будут наработаны результаты и мы сможем чётко ответить на вопрос, есть ли техническая возможность, целесообразно ли, безопасно ли организовывать такие же туалеты и на других станциях», - комментировал чиновник.
В 2018 году столичная подземка хвасталась 19 уборными на станциях и 28 – на Московском центральном кольце (МЦК). Стартовая стоимость разового туалетного посещения составляла 60 рублей, почти вдвое дороже самого проезда в метрополитене.
«Модульные комплексы удобны в использовании, а их дизайн подобран с учётом оформления каждой станции. Так, отделка комплексов в переходе от "Пушкинской" до "Чеховской" напоминает светлый мрамор и похожа на оформление стен станции. В кабинках есть зеркала, раковины, сушилки для рук, а также тревожная кнопка. Места для установки туалетов подбирают так, чтобы они не мешали пассажиропотоку», - комментировала тогда замначальника Московского метрополитена Юлия Темникова.
Стоимость одного посещения туалета в метро сегодня поднялась 69 рублей – тоже значительно дороже самого проезда в метро.
Корреспондент «НИ» на себе испытала, почему в московском в метро на туалетное облегчение лучше не рассчитывать.
В понедельник с утра после двух чашек чая оказалась в подземке. Маршрут «Ботанический сад - Пражская» - это почти час езды. Всего через пару-тройку станций наступила высокой степени ясность: дотерпеть до конца поездки, скорее всего, не удастся. Пять минут поиска на сайте Московского метро свежей схемы общественных туалетов успехом не увенчались. Сторонний ресурс подсказал: ближайший туалет на станции «Комсомольская» в переходе со стороны кольцевой, коричневой ветки. Как оказалось, сторонний ресурс наврал: туалет был ближе к переходу на Сокольнической, красной ветке. Туалетных указателей на самой станции, кстати, видно не было. Плюс пять драгоценных минут на метание. Полицейских в будке, у которых можно было бы уточнить информацию, не оказалось, как и справочных по пути. А это же площадь трёх вокзалов – место скопления прибывающих со всей страны. Один такой нежитель столицы с чемоданом, считая своё нынешнее положение отчаяннее моего, требовал показать выход к Ленинградскому вокзалу. Плюс одна минута драгоценного времени.
Удивлению не было предела, если выражаться прилично – наконец материализовавшийся перед взором, аки оазис в пустыне, туалет не работал (!)
Следующая ближайшая станция, где сторонним ресурсом было обещано аж целых три туалета, был «Охотный ряд». Плюс восемь драгоценных минут. Отыскать туалет в переходах на этой станции оказалось проще, чем на предыдущей.
- Приложила «Тройку» к светящейся панели, и «электронный собеседник» вступил со мной в диалог: «Недостаточно средств». Ну вот почему нельзя заминусовать счет, *****ать в долг, так сказать, - хотелось ответить бездушному роботу. Но как приличному человеку пришлось промолчать.
Около этой же туалетной кабинки в эту минуту скопились товарищи по несчастью - такие же отчаявшиеся женщины. Открытием стало для них то обстоятельство, что попасть в желанное место можно только по карте «Тройка», а вот их «Единый проездной» в час Х – лишь бессмысленный красный кусок картона.
- На всякий случай, дабы совсем исключить ещё и вероятность невалидности конкретно моей «Тройки» на конкретной станции «Охотный ряд» - сердце нашей родины, решила ещё раз сменить локацию и отправилась на следующую ближайшую станцию, где обещали очередную уборную - «Библиотека имени Ленина». В экстренном порядке пришлось осваивать СМС-команды для удаленного пополнения метрокошелька. Для этого сначала нужно было пополнить счёт телефона. Закинула больше 69 рублей – чтоб точно хватило на удовлетворение своих совсем уже безотлагательных естественных потребностей. В СМС свалилось уведомление, что средства зачислены. Плюс пять драгоценнейших минут. На третий раз, по христианскому обычаю, повезёт, подумала я.
Но… третий по счёту туалет на станции «Боровицкая» тоже оказался крепостью неприступной. Он хоть и работал, но на диалоговом экране высветилось всё то же: «Недостаточно средств». Плюс 8 минут...
Позже по горячей линии удалось выяснить, что нельзя просто дождаться подтверждения пополнения кошелька и радоваться жизни. Удалённое пополнение «Тройки», оказывается, надо ещё активировать… Для этого нужно подниматься с платформ на входы в метро и прикладывать карту к экрану с желтым кругом или отдавать в руки сотрудницам за стеклом.
В этот момент пришло внезапное просветление: с собственной участью надо смириться, может, мантру какую зачитать, чтоб продержаться. Не везёт, так не везёт. До намеченного финала маршрута оставалось 10 станций. Плюс 30 минут. На выходе чисто из веселья потратила ещё минуту на проверку баланса: 98 единиц против 69 единиц, которые просят за пропуск в «туалетный рай». То есть денег, чтоб попасть туда - точно хватало, (ещё оставалось на дополнительные полпосещения сверху), но, видимо, было не суждено… До «Пражской» доехала с помутнённым сознанием, сильной болью, если честно. Спасибо ждавшему на выходе из метро торговому центру, прервавшему страдания. В нашем веке, как думается, таких ситуаций возникать не должно – туалетные квесты унижают человеческое достоинство.
Московская подземка предполагает поездки, длящиеся и час, полтора часа, а с пересечениями по МЦК и МЦД и того дольше.
Продолжительно обходиться без туалета не могут не только страдающие заболеваниями мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта. Нелегкое это испытание в целом для всех пожилых людей, беременных женщин, женщин в периоды менструальных циклов. Почти 90% мужчин в возрасте от 60 лет имеют какие-либо нарушения в работе предстательной железы – а значит, мучительно долго терпеть и им.
Процент оснащенности станций метрополитена общественными туалетами сегодня едва дотягивает до 15%, при этом сеть уборных, судя по последним данным, всё ещё по большей части не выходит за пределы МЦК.
Сам метрополитен работает с 5.30 утра до 1.00 ночи, а туалеты открыты с 7 утра до 23 часов вечера – видимо, руководство подземки считает, что в ранние и поздние часы естественные человеческие потребности сами по себе улетучиваются.
Стоимость 70 рублей за «простое удовольствие» кажется не вполне объяснимой. И почему, собственно, плата за туалет не входит в стоимость проезда?
Оценить по пятибалльной шкале обслуживание и качество предложенных туалетных услуг в Мосметро по вышеописанным обстоятельствам спецкору «НИ» так и не удалось. Но судя по свежим снимкам в Сети, сервис ненамного превосходит уровень удобств плацкартного вагона нефирменного поезда РЖД. Бесплатные туалеты есть на станциях Московского центрального кольца, в первом и последнем вагонах "Ласточек", но на обычных станциях метро они по-прежнему платные.
Хочется протестовать уже по самому факту установления прайса за посещение уборной. Во-первых, пассажир оплатил проезд, во-вторых, возникающее «приспичило» – это не опциональное желание человека, не покупка булочки: хочу – куплю, а не хочу – и не буду. Длительное воздержание от похода в туалет, особенно у людей с проблемами со здоровьем, может привести и к плачевным медицинским последствиям. Да и просто к казусам у всех на виду, которые будут потом расценены полицией как нарушение общественного порядка.
Понимание того, к чему стремиться, при этом, надо полагать, есть и у Мосметро, и у столичных властей. Многотиражки подземки не скупятся в описании идеала:
«Туалетами оборудованы многие станции метро во всём мире. На некоторых станциях Лондонского метрополитена есть туалеты для мужчин, женщин, инвалидов, а также пеленальные комнаты для младенцев. В метрополитенах Сиднея, Гонконга, Дели, Сингапура, Пекина и Нью-Йорка бесплатные общественные туалеты расположены на каждой станции: либо на платформе, либо в переходах по направлению к выходу, либо в кассовом зале. Платной данная услуга является только в брюссельском и пражском метро».
В Париже с 302 станциями метро 45 общественных туалетов на общественных остановках. Они бесплатны, но, по свидетельствам посетителей, не отличаются чистотой. Часто ими пользуются бездомные, которых много в подземке французской столицы – там бродяги подолгу приводят себя в порядок.
Общественные туалеты в Лондоне – на каждой второй станции. Часть из них платные – от 10 до 50 пенсов. Цена установлена, чтобы фильтровать бомжей, которые предпочитают не тратиться и сделать свои дела в заведениях фаст-фуда.
В Берлине туалеты есть на станциях, где останавливаются электрички, на обычных станциях туалетов нет. Вход – 1 евро.
Туалеты в Токио – бесплатные и на каждой станции. Идеально чистые, с сидениями для малышей. Обязательны туалеты для инвалидов. Кроме европейского туалета с унитазом на станции есть традиционный японский туалет – он пользуется популярностью у пожилой части населения.
В Индии и некоторых азиатских странах вместо туалетной бумаги – биде, чтоб оставаться чистым после каждого посещения туалета.
В Китае в 2015 году официальными властями была проведена «Туалетная реформа», в ходе которой построили более 30 тысячи новых общественных туалетов и модернизировали уже существующие. В Ханчжоу и Шанхае бесплатные туалеты есть у каждого выхода из метро, на многих станциях - на платформе. Все бесплатные.
В России общественные туалеты – что родовая травма, перенимать тут передовой опыт мы не спешим. По этой причине, видимо, еще долго наши уборные будут оставаться предметом «воспевания» у фельетонистов, социологов, поэтов и иностранных политиков - исследователей загадочного русского менталитета.
«НИ» направили информационные запросы по теме в Московский метрополитен и Департамент транспорта столичной мэрии. На момент публикации ответов не поступило.
Оно и понятно: человеческое достоинство у нас не в чести, а "настоящие люди" в Москве на метро не ездят.