Как уже сообщали «Новые Известия», известный телепропагандист Соловьев, сравнивая в прямом эфире «России 1» оппозиционера Навального с Гитлером, выразился буквально так: «Гитлер был крайне смелым человеком. В отличие от гульфикфюрера (Алексея Навального - прим.ред.), не косил от армии. Воевал, и воевал доблестно во время Первой мировой войны».
А ранее Соловьев снял фильм о лидере фашистской Италии Бенито Муссолини.
Эта оценка Гитлера Соловьевым ожидаемо вызвала негодование в социальных сетях, пользователи которых не только усмотрели в словах телеведущего уголовную статью за оправдание нацизма, но и попытались объяснить такое поведение пропагандиста:
Так, аналитик Егор Седов считает, что такой поворот соловьевской мысли был неизбежен:
«С Соловьевым все обстоит очень просто.
Если ты - сторонник т.н. "консервативного" (на самом деле, нет) тоталитаризма, то рано или поздно ты придешь к гитлеризму.
Если ты - сторонник "прогрессивистского" (не путаем с прогрессивностью) тоталитаризма, то рано или поздно ты станешь адептом Ленина.
Вряд ли бывает как-то иначе.
Хотя, конечно, теперь будет очень сложно доказать, что это именно Навальный плохо относится к ветеранам, а не те, кто поливает Навального из всех телеклоак.
Кстати, что думает г-н Явлинский о Соловьеве - все-таки, чьей именно философией является национал-социализм?»
Социолог Алексей Захаров увидел в этих словах несомненные признаки российского реваншизма:
«К сказанному Владимиром Соловьевым про Гитлера.
Фашизмы разных изводов ставят во главу угла идею национального реванша, отмщения за обиду. Вот, например, что писали два советских генерала, посетивших Германию в 1926 году:
"Рейхсвер, вообще, и Генеральный Штаб, в частности, крайне отрицательно относятся к существующему демократически-парламентскому строю, руководимому социал-демократической партией. ... Целый ряд унижающих достоинство Германии фактов со стороны союзнической комиссии разжигают еще больше шовинистические настроения не только в Рейхсвере, но и в широких мелкобуржуазных слоях.
Неизбежность реванша очевидна. Во всем сквозит, что реванш есть мечта германского Генерального Штаба, встречающего поддержку в крайне правых фашистских группировках Германии. Необходимой предпосылкой для успешного ведения войны считается установление диктатуры и сведение парламентского строя на нет. Однако необходимо оговориться, что монархическая идея имеет сравнительно ограниченное число сторонников. Поэтому реакция возможна не в сторону монархии, а в направлении фашизма."
Фашизмы презирают право и восхищаются "силой" (специально беру это слово в кавычки - восхищение силой является особой эмоцией, переживаемой, когда человек созерцает власть). Они презирают "слабость", видимую как нарушение естественной субординации (отсюда - болезненная фиксация на сексуальных меньшинствах). Они конспирологичны и обожествляют традицию. Эти и другие черты фашизма хорошо описаны (например, писателем и философом Умбетро Эко).
Многие из этих черт, увы, присущи и нашей идеологии, построенной на реванше и сопротивлении современности. Поэтому меня не удивляет, что ведущий пропагандист российского ТВ открыто восхищается Гитлером (или, по крайней мере, высказывается о нем с одобрением)...»
А Президент фонда «Холокост» Алла Гербер пошла еще дальше, назвав телеведущего Владимира Соловьёва «позором еврейской нации»:
«Он сумасшедший и опасный. Такие люди непредсказуемы, они могут всё что угодно сказать, сделать, ударить, унизить. Надо очень долго было думать, годами, наверное, для того, чтобы прийти к такому высочайшему открытию – сравнить оппозиционера, человека, который борется за демократию, с Гитлером. Это надо быть безумцем и очень плохим человеком.
Назвать Гитлера смелым человеком – это надо нам смело назвать Соловьёва подлецом. Когда-то, когда Соловьёв был более или менее похож на человека, он подошёл ко мне и сказал: «Аллочка, а вот ты знаешь, я – еврей». Я ему сказала, что он позор нашей нации. Сейчас я это повторяю: он позор не только моей нации, он позор всего нашего народа, любого порядочного сообщества. Я просто в бешенстве».