По данным полиции, с сентября 2020 года появилась информация о более чем 20 случаях применения мошеннической схемы с подменой номеров злоумышленников на номера МВД.
«МВД России предупреждает об участившихся фактах телефонного мошенничества, связанного с незаконным использованием подменных абонентских номеров», — цитирует «Интерфакс» заявление официального представителя МВД РФ Ирины Волк.
Наряду с телефонами банков мошенники используют для подмены телефонные номера, закрепленные за различными подразделениями МВД, в том числе, за Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции.
Схема обмана проста. Она основана на методах социальной инженерии и применении тактик психологического давления. Незнакомец звонит человеку, представляясь сотрудником банка, и сообщает, что на его имя кто-то пытается оформить онлайн-кредит. Чтобы «предотвратить списание средств», жертву убеждают в необходимости совершить «зеркальные действия», а именно — оформить онлайн-кредит на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита.
Чтобы усилить психологическое давление и придать происходящему видимость правдоподобия, через несколько минут потенциальной жертве мошенничества звонит соучастник преступной схемы. Он представляется сотрудником МВД и убеждает человека следовать инструкциям «представителей банка», которые звонили до этого.
Чтобы убедить жертву в реальности стоящей перед ним угрозы злоумышленники используют технологию подмены телефонных номеров. На аппарате жертвы высвечиваются телефонные номера, которые реально указаны на сайтах структур МВД.
В полиции уточнили, что от действий «мошенников с номерами» пострадали уже более 20 клиентов банков, у которых аферисты сумели украсть свыше 6,7 млн рублей. Сейчас полиция пытается вычислить злоумышленников, по фактам обмана граждан возбуждены уголовные дела о мошенничестве с использованием электронных средств платежа.
В МВД предупредили, что при поступлении звонков на мобильные телефоны ни в коем случае нельзя раскрывать звонящим полные реквизиты банковских карт, PIN-код, CVC/CVV-коды и одноразовые пароли для подтверждения операций, даже если абоненты ведут переговоры очень убедительно и представляются при этом сотрудниками банка или полиции. При поступлении подозрительных звонков в МВД рекомендуют незамедлительно обращаться в банки и в правоохранительные органы для перепроверки полученной информации.