15 февраля в России отмечался «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»: именно в этот день 1989 года закончился основной этап вывода советских войск из Афганистана, а с ним и бесславная война, начавшаяся в 1979 году и во многом предрешившая распад СССР. Жертвами ее в нашей стране стали представители практически всех союзных республик. Эти события вспоминает публицист и историк Юрий Христензен:
«Главный военный советник генерал Горелов доложил на заседании Политбюро о прекрасных отношениях с Амином. Начальник ГШ маршал Огарков сделал доклад об особенностях военных действий в горной местности. Министр обороны маршал Устинов высказал мнение о пользе боевого опыта для развития вооруженных сил и ВПК.
Генералы КГБ Андропов и Крючков заявляли, что Амин ведет неправильную политику, которая может дискредитировать социалистический проект. Что все это нужно незамедлительно исправить. Миру доложат, что такова воля афганского народа. А западные империалисты утрутся и не станут идти на конфликт с ядерной державой.
Министр иностранных дел Андрей Громыко в душе с ними не соглашался, но на словах высказал готовность МИД отстаивать миролюбивую политику СССР на международной арене. Брежнев всех их выслушал и склонился к мнению чекистов. К тому же, накануне Амин задушил подушкой своего предшественника. А тот так знатно целовался...
***
Начиналось все замечательно. 25 декабря 1979 года советские десантники высадились в Кабуле "по приглашению" афганской стороны. Один борт врезался в горы, но это не в счет. После окончания войны останки погибших соберут альпинисты. Через два дня главу Афганистана в соответствии с планом отравили, а дальше что-то пошло не так.
Приглашенные во дворец ничего не подозревавшие врачи советского посольства откачали Амина. Дворец пришлось штурмовать переодетым в афганскую военную форму советским спецназовцам. Убили главу государства, охрану и одного из врачей. Привезли из Москвы нового лидера и назвали это выбором афганского народа.
С военной точки зрения операция была проведена блестяще. Четверо сотрудников ПГУ КГБ СССР получили звание Героя Советского Союза. Политически вышло не так гладко. Через десять дней на заседании ООН было заявлено о казни главы Афганистана оккупационными войсками. Действия СССР не поддержали даже ближайшие союзники.
***
Будущая 66-я бригада пересекла границу 3 января. Частично она была укомплектована "партизанами", уверенными, что едут на учения. Первые большие потери случились 23 февраля на Саланге, когда в туннеле встретились две колонны. Двигатели никто не глушил. Первые серьезные боевые потери произошли 10 мая в ущелье Печ-Дара.
Прилетел боевой генерал, покрыл всех матом и заявил, что он тут всех положит, но ущелье пройдет до конца. Чувствовалась выправка времен Второй мировой. А в это время Москва готовилась к Олимпиаде, по всей стране прошли демонстрации "Мир! Труд! Май!" и только-только отгремели праздничные салюты в честь Великой победы.
По официальной версии никто ни с кем не воевал. Мы помогали афганскому народу сажать деревья и строить социализм. Даже противника в докладах не знали как величать. Сначала называли "басмачами" по аналогии с туркестанскими походами РККА, и лишь через год пропагандисты ввели термин "душманы", что в переводе с фарси означало "враг".
***
В первые годы потери скрывались. Раз нет войны, значит нет и потерь. Потом начали героизировать. Для призыва полезно, и с политической точки зрения эффективно. Сложно обсуждать ошибки, приведшие к потерям, когда речь идет о героях. Похоронки писали специально обученные люди, для которых линия партии важнее правды.
Пик эскалации пришелся на середину войны. После этого стало понятно, что военного решения не существует. К тому времени СССР добавили санкций за вмешательство в события в Польше и сбитый южнокорейский Боинг. Выступлению Чуркина о происках Запада уже никто не верил. Авторитет падал, экономика не тянула и надо было что-то делать.
Соглашение "О политическом урегулировании положения вокруг ситуации в Республике Афганистан" было подписано в Женеве в апреле 1988 года. Формально сторонами переговоров стали Афганистан и Пакистан, а СССР выступил гарантом, обещавшим вывести технику и войска. Вывод "непричастных к конфликту" войск начался в мае 1988-го.
***
Основной этап вывода произошел позже и официально закончился 15 февраля 1989 года. С моджахедами был заключен договор о ненападении. Они выставили вдоль трассы Кабул–Термез посты охранения и, по воспоминаниям советских военных, им в спину не прозвучало ни одного выстрела. Чего нельзя сказать о советских визави.
Летом 1988 года из отпуска вызвали главного конструктор ПО "Точмаш" для выполнения срочного задания. Нужно было произвести колосники под усиленный заряд для ТОС-1. Цель стала понятна 23 января 1989 года, когда на кишлаки вдоль дороги обрушился "Тайфун". Это была последняя операция Генерального штаба в Афганистане.