Виктория Павлова
Банки, как и различные финансовые компании обещают небывалую простоту и безопасность инвестиций. Всем хочется верить в то, что быстрые и лёгкие деньги – это реальность. Современная российская культура инвестиций рядового обывателя не сильно ушла от 90-х, где стало возможным появление привлекательных пирамид вроде МММ гениального мошенника Сергея Мавроди.
На Западе навыки инвестирования нарабатывались веками. Амстердамская фондовая биржа основана в 1602 году, Лондонская биржа - 1695 год, Филадельфийская биржа в США - 1790 год, Нью-Йоркская фондовая биржа - 1817 год. А в России Московская биржа окончательно сформировалась лишь в 2011 году после слияния бирж ММВБ (основана в 1992 году) и РТС (основана в 1995 году). Нам ещё учиться и учиться, поэтому роль регулятора, который бы направлял людей в правильное русло, по сей день особенно важна. Здесь, как и в любой сфере, нужны правила и тот, кто будет за ними следить. «Новые Известия» выяснили, кто несёт ответственность за финансовый рынок и почему инвестиции в России до сих пор не стали надёжными и безопасными.
Перестарались…
Сегодня россияне «сливают» накопления с завидным упорством, радостно находя новые грабли, подставленные банками, брокерами или просто финансовыми мошенниками. В 2008-2009 годах, как и в 2014-2015-х, люди, видя стремительные скачки курса рубля, несли свои сбережения на валютный рынок – Форекс. Мало кто понимал, кому и на каких условиях доверяет деньги. В России нормативная база для подобных торгов просто отсутствовала, услуги предоставлялись зарубежными оффшорными компаниями. Чаще всего попадались «кухни» - компании, которые не выводили сделки ни на какую биржу, а просто работали против клиента. Как казино: что клиент потерял, то компания приобрела. Числу слитых депозитов не было счёта.
Банк России, который получил статус регулятора всего финансового рынка в 2013 году, не мог не отреагировать на такую ситуацию тем более, что его предшественник – Федеральная служба по финансовым рынкам - решала эту проблему примерно никак. ЦБ так расстарался с регулированием отрасли, начатым в 2015 году, что практически привёл к её полной ликвидации. Легально работать оказалось невыгодно, и теперь официально в России могут вести свою деятельность только 3 компании, а сайты всех прочих, представленных оффшорами, блокирует Генпрокуратура. Только за сентябрь 2020 года было произведено 100 блокировок.
То есть Форекса, по сути, в стране не осталось, а на банки надежды нет: после того, как ЦБ опустил ключевую ставку до 4,25%, ставки по депозитам поползли вниз. В ноябре средневзвешенная ставка по депозитам до 1 года составила 4,03%. А инфляция - 4,9%. И это только официально (рост цен на продукты зачастую измеряется десятками процентов).
Реклама бесплатного сыра
Теперь пришло время сливать депозиты на легальной бирже, криптовалютах и IPO.
На Московскую биржу за один только 2020 год пришло больше клиентов, чем за все предыдущие: открыто 5 млн счетов, а общее их количество достигло 8,8 млн. Число активных счетов, по которым регулярно проводятся сделки, выросло в 3 с лишним раза: в январе 2021 года торговали уже 1,5 млн человек против 425 тыс. в январе 2020 года.
Ну как устоять, когда вокруг столько красивой и многообещающей рекламы? Достаточно сделать несколько кликов в смартфоне, и вы инвестор, ожидающий доходность в несколько десятков процентов! Всё так легко и просто… Некоторые даже обещают вернуть потери. К различным рекламным уловкам прибегают практически все – даже крупнейшие игроки на рынке.
Лидер российского фондового рынка компания «БКС Мир Инвестиций» очень творчески подходит к указанию доходности по своим продуктам. Крупным шрифтом бросаются в глаза впечатляющие цифры, а мелким - детали: где-то это доходность за 1 год, где-то за 3, а в одном случае и вовсе – «потенциал роста». Вот и разбирайся тут.
Банк Тинькофф предлагал до 31 января уникальную акцию: он был готов компенсировать потери по портфелю акций до 100 тыс. рублей, полученные за первые 30 дней. Реклама получилась большая и яркая, но с подробными условиями акции так просто не ознакомиться. На рекламном лендинге их просто не было. Только описание в общих чертах.
Ещё один из лидеров рынка услуг на фондовом рынке – «Открытие» обещает, что 97% их торговых идей прибыльные. Но умалчивает о том, можно ими воспользоваться, или это просто из разряда описания рыночной ситуации, и каковы потери от этих 3% убыточных операций.
Семь нянек и дитя
А что же регулятор? Формально, в этом вопросе ЦБ вообще не при чём, хоть и отвечает за финансовую сферу. Ненадлежащая и недостоверная реклама – это зона ответственности ФАС. Именно антимонопольщики проверяют рекламу на соответствие действительности. Мелкий нечитаемый шрифт – тоже их зона ответственности. По этому показателю могут возникнуть вопросы и у Роспотребнадзора. ЦБ же лишь поддерживал ФАС в вопросе увеличить штрафы за мелкий шрифт до 1 млн рублей. Но развития эта инициатива не получила. В 2016 году Роспотребнадзор продолжал штрафовать и Росгосстрах, и ВТБ на смешные для таких организаций 10 тыс. рублей. И сейчас крупным компаниям грозят штрафы лишь немногим более 200 тыс. рублей.
Когда в дело вступает несколько различных ведомств, то вместе с этим и размывается ответственность, а возможности для нечистых на руку рекламодателей расширяются. Недавно в сокрытии комиссий был уличён (увы, не надзорным органом, а простым клиентом) крупный и уважаемый Райффайзен банк. Случайно ошиблись в рекламе? Сомневаемся.
Частный инвестор Дмитрий Милин предупреждает, что самое главное – это как раз комиссии, о которых сразу почти никто не предупреждает, но зато они могут обнулить любую доходность.
- Рекламным роликам банков и финансовых компаний доверять нельзя. Особенно при рекламировании гарантированного дохода и сложных финансовых продуктов. Никто не может гарантировать отсутствие потерь на фондовом рынке. Если хотите убедиться в этом, спросите какой доход управляющие получили в кризис 2007-09 годов, а когда Вас этот ответ удовлетворит, поинтересуйтесь как они «проторговали» дефолт 1998 года.
Кризисы и внезапное падение рынков — это реальность, с которой практически никто не может справиться. Ну и главное: обращайте внимание на комиссии, которые придется заплатить за пользование этими инструментами. Обычно комиссии делают такие инструменты выгодными только их продающим.
Налоговый консультант ООО «Группа Финансы» Карина Меняйленко считает, что одних усилий ЦБ для искоренения недобросовестной рекламы недостаточно. По её мнению, для этого необходимо согласовывать законы на более высоком уровне.
- Нормы Российского законодательства в части рекламы и деятельности Центрального Банка не корреллируются, законы прямо не взаимосвязаны. Поэтому говорить о каком-то конкретном препятствии распространению рекламы сомнительного характера в отношении деятельности даже крупных банков сейчас бесполезно. Вопрос должен решаться на федеральном уровне дабы не вносить дезинформацию в наше общество. На просторах СМИ много разной рекламы, которая, увы, не контролируется государственными органами.
Инвестиции не для всех
Раз уж финансовые организации просто банальные комиссии скрывают и привычные многим паевые фонды описывают не очевидными способами, что говорить о различных сложных для понимания неподготовленным человеком структурных и страховых продуктах (инвестиционное страхование жизни или накопительное страхование жизни)! Для банков это просто золотая жила: представить их как хорошую альтернативу депозиту – не проблема. Зато подводных камней предостаточно. Можно принести клиенту убытки и совершенно об этом не переживать. Когда под видом одного продукта продают совсем иной – это называется мисселингом.
Проблема не нова, но Банк России озаботился ею относительно недавно. В конце прошлого года был анонсирован, а в конце января внесён в Госдуму законопроект, направленный на защиту неопытных инвесторов. Он должен решить проблему и недостоверной рекламы, и мисселинга, и злоупотребления доверием неопытных инвесторов.
По новому закону, финансовые компании должны будут тестировать клиентов на понимание продукта, а если его навыки не соответствуют предложенному продукту, то он имеет право отменить поручения. Также компании должны будут сопровождать продукты паспортами, в которых в паре строк будут прописаны основные положения. Сроки запуска тестирования переносятся с 1 апреля 2022 года на 1 октября 2021 года.
Пока закон не принят, ЦБ рассылает банкам и брокерам рекомендательные письма о правилах продаж финансовых продуктов, которых стоит придерживаться. Как это происходит, нам рассказали в Департаменте по связям с общественностью Банка России (ответ на запрос «НИ» имеется в распоряжении редакции)
- В последние два месяца регулятор выпустил несколько информационных писем, в которых, в частности, участникам рынка рекомендовано до введения тестирования воздержаться от предложения неквалифицированным инвесторам сложных облигаций, комбинированных продуктов, сделок с плечом, некоторых страховых продуктов с инвестиционной составляющей и т.д.
Тестирование клиентов на предмет их квалификации – это замечательно, но оно никак не снимает риски обмана: профессионалы могут облапошить кого угодно, показав продукт с выгодной стороны. Вот как это объясняет регулятор:
А для корректного и качественного информирования потребителей вместе с участниками рынка разрабатываются паспорта финансовых продуктов (ключевые информационные документы, КИД), которые должны в простой и доступной форме информировать потребителя об особенностях и рисках конкретного продукта или инструмента перед подписанием договора. С учетом международного опыта ведется разработка методологии «шкалы риска» (так называемый «светофор») финансового инструмента, которая может быть использована для информирования инвесторов о предлагаемом финансовом инструменте.
Правда, эксперты отмечают несвоевременность реакции ЦБ на меняющуюся реальность.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты»:
- ЦБ нужно работать превентивно. Можно реагировать на то, что происходит, а можно предупреждать, работать на опережение. Неужели ЦБ не знал о том, как будут обстоять дела? С такой предысторией, с такой динамикой, с тем, что население не имело никаких накоплений. Когда страна в таком состоянии вступает в кризис, конечно, люди будут покупаться на подобного рода предложения.
ЦБ в данном случае уже мало что сможет сделать с финансовым благополучием граждан в целом. Но сделать так, чтобы непростое и так материальное положение не усугублялось тем, что будут предлагаться сомнительные продукты, он может. Как минимум рекомендовать банкам быть честнее, даже этого бы хватило. Но ЦБ реагирует по мере появления проблем, а не заранее.
В ЦБ на запрос «Новых Известий» ответили, что одна из важнейших преград для своевременной реакции – это сопротивление профессиональных участников рынка. То есть тех же банков и брокеров. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) упирает на то, что, во-первых, возникает конфликт с другими законами, которые обязывают брокера исполнить поручение, а во-вторых, компании физически не смогут внести изменения в свои системы подачи поручений. А недавно глава ВТБ Андрей Костин припугнул ЦБ тем, что излишне жёсткое регулирование вынудит розничных клиентов искать альтернативы: «Излишние ограничения могут привести к тому, что инвесторы будут искать альтернативу, будут уходить с российского рынка ценных бумаг и делать выбор в пользу менее понятных, прозрачных и надежных продуктов, будут уходить в золото, доллар, биткоин или открывать счета у иностранных брокеров, при работе с которыми они гораздо меньше защищены с правовой точки зрения».
Ещё одна причина задержек, на которую нам указали в ЦБ – это длительность процесса принятия законов. Правки, защищающие неопытных клиентов, были внесены в Госдуму 21 января, профильный комитет по финансовым рынкам запросил у различных органов отзывы до 8 февраля, а рассмотрение законопроекта запланировано на март. А дальше ещё законопроект должен пройти три чтения, быть утверждённым в Совете Федерации… Как показывает практика, законы могут находиться в парламенте годами.
По словам Анатолия Аксакова – председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку - процессы действительно могут затягиваться.
- Законопроекты в финансовой сфере сложные и поэтому требуют согласования интересов всех заинтересованных сторон. Внедрение новых технологий всегда связано с рисками, а в финансовой сфере это еще и риск потери денежных средств. К примеру, на последней в 2020 году пленарной неделе Госдума приняла закон, направленный на расширение возможностей использования Единой биометрической системы для удаленного оказания финансовых услуг.
Закон крайне важный и актуальный, поскольку развитие дистанционной идентификации для оказания услуг – очевидное требование времени, особенно с учетом продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции. Однако рассмотрение закона растянулась на два года из-за многочисленных согласований с министерствами и ведомствами, поскольку обеспечение сбора биометрических персональных данных требует уверенности в максимальной защите персональных данных граждан.
Но мы-то знаем, что при желании законопроекты могут проходить все этапы согласования очень быстро. Вот так, например, было с законопроектом о повышении пенсионного возраста. А пока ЦБ может только выдавать рекомендации, ничто не помешает банкам, брокерам и прочим управляющим компаниям «стричь» клиентов. С криптовалютами, уходом в которые так пугает Андрей Костин, работать можно только на зарубежных площадках, и они несут большие риски. Да, Биткоин в последнее время многих озолотил своим взлётом с 10 до 49 тыс. долларов. Но упасть он может ещё быстрее, а торговая площадка - закрыться с вашими деньгами. И претензии предъявлять некуда.
Но такие перспективы вряд ли заставят главу ЦБ Эльвиру Набиуллину ускориться. По части криптовалют ЦБ придерживается простой и радикальной позиции: они слишком опасные, вкладывать свои деньги в них нельзя, а значит и регулировать здесь нечего.
Департамент по связям с общественностью Банка России отмечает следующее:
- Банк России неоднократно высказывался по поводу рисков, которые связаны с криптовалютами. Они ничем не обеспечены, не гарантируются ни одним государством, их курс чрезвычайно волатилен. Их обращение высокорисковано, как для потребителей, так и для инвесторов.
Проблема с регулированием финансового рынка появилась вместе с первой нашей биржей в 1992 году, и с тех пор так и не решена. Как и в любой другой сфере, горизонтальные связи хромают на обе ноги. ЦБ, Госдума, ФАС, Роспотребнадзор, различные министерства – у всех свои интересы, правила, бюрократические проволочки и показатели, которых надо достичь. ЦБ жалуется на то, что Дума долго принимает законы, а банки сильно брыкаются и всячески противятся переменам, в Думе жалуются на то, что принятие решений требует длительных согласований с профильными ведомствами, ФАС и Роспотребнадзор на пару никак не могут разобраться с проблемой недобросовестной рекламы. Всё, как всегда: ответственность размазана по слишком широкому кругу лиц. Поэтому действует закон джунглей: каждый сам за себя. Так что рекомендуем внимательно изучать подробные условия продуктов, а не те, что в первую очередь выпадают на рекламном баннере, особенно пристально изучать комиссии и не надеяться на лёгкие деньги. А иначе все ваши капиталы могут бесследно исчезнуть. Ответственных за это едва ли удастся привлечь.