Posted 15 февраля 2021,, 10:47
Published 15 февраля 2021,, 10:47
Modified 25 декабря 2022,, 17:08
Updated 25 декабря 2022,, 17:08
Об этой трагедии рассказывает Сергей Жилин в паблике «История в 1 фотографии»:
«20 октября 1986 года самолёт Ту-134, приписанный к Грозненскому авиаотряду, совершал полёт по маршруту Свердловск - Куйбышев - Грозный. Ещё перед полётом командир воздушного судна Александр Клюев поспорил со вторым пилотом Геннадием Жирновым, что сможет посадить самолёт вслепую, только по приборам. Перед посадкой в Курумоче (Куйбышев, ныне Самара, прим.ред) Клюев задёрнул шторками окна пилотской кабины и приступил к посадке. В результате самолёт соприкоснулся с посадочной полосой на слишком большой скорости и под слишком большим углом. Шасси сломались, самолёт стал скользить по полосе брюхом, разваливаясь на ходу, и, в конце концов, сломав крыло, перевернулся..
Моментально отреагировавшая спасательная команда аэропорта стала вытаскивать из горящего салона пассажиров. При посадке все, находившиеся в пилотской кабине, уцелели. Заживо сгорели три стюардессы. Они, как положено, при посадке находились в своём отсеке. Но там же стоял и баллон с кислородом, который взорвался. Командир, штурман и бортмеханик находились в шоке и никаких действий не предпринимали. Второй пилот активно принимал участие в спасении пассажиров, отравился продуктами горения (по другим свидетельствам, отказало сердце) и умер по дороге в больницу.
Из находившихся на борту 87 пассажиров удалось вытащить из салона 27 человек, но 6 из них потом умерли в больнице. Общее количество жертв составило 70 человек, в том числе 14 детей. По рассказам, в самолёте перевозили заключённого-рецидивиста. Он в наручниках самостоятельно выбрался из салона, но не стал убегать, а стоял в стороне и ждал, когда про него вспомнят.
Инженер испытательной пожарной лаборатории В. Фрыгин, прибывший вместе с пожарными, стал фотографировать всю картину катастрофы (это положено делать для последующего расследования). Однако прибывшие так же оперативно, как пожарные, сотрудники КГБ вскоре заметили его и потребовали отдать фотоаппарат с плёнкой. К счастью, Фрыгин заметил, что к нему приглядываются, и успел заменить кассету в аппарате и отдать её одному из пожарных. Благодаря ему сохранились фотосвидетельства катастрофы, в том числе и этот снимок.
После расследования была неопровержимо установлена вина Клюева. Он получил 15 лет тюрьмы (по-моему, максимальный по тогдашнему законодательству срок). После его неоднократных обращений в судебные инстанции дело пересмотрели и срок сократили до 6 лет. Клюев их полностью отсидел и освободился в 1994 г. Потом следы его теряются.