В России год назад вступил в действие федеральный закон №280 «Об органической продукции…» - казалось, он облегчит потребителям их блуждания по прилавкам магазинов в поисках здоровой еды.
Задумка изначально была, в общем, благой. Выдача сертификата соответствия должна была гарантировать, что его держатель – конкретный сельхозпроизводитель:
- не применяет химические удобрения, минеральные удобрения синтетического происхождения, пестициды, гормоны при производстве своей продукции,
- содержит выращиваемый скот в надлежащих условиях, выдерживает все санитарно-эпидемиологические требования,
- к качеству кормов животных предъявляет высокие требования, применение антибиотиков контролирует,
- в продукции – только натуральные ингредиенты без ГМО и вредных добавок и т.д.
Но обойти этот новый закон, регламентирующий порядок получения производителями органического сертификата соответствия, как оказалось, проще простого.
Как фальсифицируют сертификаты ради заветной наклеечки «органик», рассказали «НИ» в Национальной органическом союзе.
Контрольные закупки на российских полках раз от раза приводят к неутешительному результату: до 80% продукции с отметками «эко, «био», «органик» и «organic» в действительности ничего общего с органической продукцией не имеют. Как же так получается, что фальсификат с такими маркировками проникает даже в крупные торговые сети?
4 февраля Роскачество проводила свои исследования на этот счет и пришла к выводу, что импортная продукция с европейскими органическими сертификатами подделывается реже всего (только в 3% случаев). Выходит, что существенный процент фальсификата - на совести отечественных производителей – и это несмотря на то, что «органика» регулируется законодательством. Почему такое происходит?
Проблема – в отсутствии надзора со стороны государства. В «чистоте» продукта никто, кроме самих торговых сетей, по сути, не заинтересован. Параллельным процессом расцветают лжеорганизации, которые за дешево готовы изготовить поставщикам любой органический сертификат, комментирует исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко:
«Федеральный закон № 280 об органическом производстве вступил в силу с января 2020 года, но по ряду основополагающих пунктов он не действует. Роспотребнадзор и Россельхознадзор до сих пор спорят между собой, кто будет контролировать соблюдение норм нового закона. Минсельхоз России до сего момента не определило орган, который должен этим заниматься, и каким образом это должно происходить. В итоге механизма защиты потребителя и ответственного производителя на сегодня просто нет. Торговые сети пытаются организовать эту работу самостоятельно», - говорит Мироненко.
Он отмечает, что в Национальный органический союз периодически поступают жалобы от участников рынка и потребителей, которые сами обнаруживают фальсификат на полках магазинов. Подделку можно часто встретить даже в таких популярных сетях как «Пятерочка» и «Магнит», в ряде интернет-магазинов.
Первым делом стоит обратить внимание, что маркировки на продукции «эко» и «био» - по сути пустышки, чисто маркетинговый ход, такие понятия и определения вообще не регулируются законодательно.
Некоторые производители ухищряются использовать на своей продукции маркировку «Organic» на английском языке, хотя обязанность применения русского языка при информировании потребителя о реализуемых на территории России товарах оговорена п. 2 ст. 8 Закона на N 2300-1 «О защите прав потребителей» и некоторыми техническими ГОСТами.
За последнее время от потребителей поступили жалобы на конкретную продукцию, например: капусту кудрявую «Кейл», водку «Чистая природа Мягкая» (Pure Nature Mild), яйцо столовое «Органика». Национальный органический союз проверил эти товары и обнаружил, что все они маркируются «Органик»/ «Organic» неправомерно:
«Ни одна из этих компаний не имеет органического сертификата, не внесена в реестр органических производителей и не имеет европейского сертификата», - отмечает Олег Мироненко.
Как же должен действовать поставщик органики, чтобы ничего не нарушить?
«Производитель, который позиционирует свой товар как отличный от обычной индустриальной сельхозпродукции, должен маркировать ее специальным графическим знаком установленного единого образца. Однако право маркировать он получает только в случае и с момента внесения сведений о себе как о производителе органической продукции и видах производимой органической продукции в единый государственный реестр. Чтобы быть включенным такой реестр, нужно пройти серьезные проверки по качеству продукции, готовящейся к реализации», - поясняет эксперт.
Даже на ежегодных всероссийских выставках в московском Экспоцентре нередко можно наткнуться на сельхозпроизводителей с липовыми органическими сертификатами. Но и для самих производителей, как выясняется, настоящее открытие, что их сертификаты - фальшивки.
«Есть понятные критерии для участия в выставке: у компании должен быть органический сертификат, международный либо российский национальный. Но к нам потоком идут заявки от якобы органических производителей. Когда мы беседуем с представителями таких компаний, они поначалу даже не понимают, что они сделали не так. Мы много лет уже разбираемся с такими фальшивыми маркировками, - рассказывает организатор выставки «Продэкспо Органик» Татьяна Лебедева.
Бизнес «левой» органической сертификации делится на два лагеря. Одни – всё понимают и обманывают сознательно или ищут законодательные лазейки. Вторые - просто не знают законодательный минимум и готовы сертифицировать всё, что угодно: и вегатарианские продукты, и безглютеновые, и органические. Предприниматели-производители, к сожалению, ведутся на такой обман из-за привлекательно низких цен на их сертификаты. Производители продолжают проходить добровольную сертификацию у таких сертификаторов и продвигать свою продукцию на полки как органическую, так как в этой нише пока нет вообще никакого контроля, и если сами торговые сети не вскроют эту «липу», продукт спокойно простоит на полке, поясняет эксперт.
- В последнее время на рынке действительно присутствует продукция, маркированная как органическая, но таковой не являющаяся. Ее производители оформляют органический сертификат в компаниях-сертификаторах, не имеющих официальную аккредитацию на проведение такой экспертизы. Мы, конечно же, не пропускаем подобную продукцию в нашу торговую сеть, но кто-то пропускает. Сертификаты наших поставщиков мы сверяем с Единым реестром производителей органической продукции и допускаем до витрин только товары с подтвержденной сертификацией, - комментирует бренд-менеджер одной из торговых продуктовых сетей Москвы Анна Белая. - Для покупателей это гарантия, что выбранные товары действительно имеют чистые составы и произведены без вреда для окружающей среды. Но часто и сами поставщики идут к нам за советом о том, какие организации уполномочены сертификаты выдавать. И, на мой взгляд, очень важно работать сообща: если и ритейл, и производители будут внимательно подходить к сертификации органической продукции, то проблему фальшивой маркировки можно будет искоренить.
Откуда же такое засилье поддельной сертификации?
В начале 2020 года при вступлении закона в силу лжесертификаторы сначала ринулись в услуги по выдаче эко- и био- сертификатов. Но очередей на такие маркировки не выстроилось, ведь они не представляют никакой ценности с точки зрения госрегулирования. Тогда мошенники вернулись к лжесертификатам со словом «органик», таких продавцов стало даже больше, чем раньше. Часть из них даже аккредитованы в Росаккредитации, но по другим сферам. Этот «нюанс» не мешает, тем не менее, размещать на своих сайтах предложения о продаже органических сертификатов. Сомнительных предложений в интернете - море. Подобную услугу предлагают, например, компании «СК-Сертификат», «Все ТР ТС», «Благотест», «ТехПромСерт», «Сертификация Плюс», «Полотест», «ПромТехСтандарт», «Уфатест», «Роспромстандарт», «Святобор» и др. И таких компаний в разы больше, чем тех, кто аккредитован в соответствии с законом, и их маркетинговая стратегия более агрессивна, отмечают эксперты.
Чтобы разведать по прайсу, Национальный органический союз, связался с несколькими такими компаниями.
«Мы убедились, что организации не только вводят производителей в заблуждение по поводу установленного законом порядка сертификации, но и за их же деньги создают поставщикам дальнейшие проблемы в продвижении их настоящей органической продукции на полки магазинов и сетей», - комментирует Олег Мироненко.
На одном из сайтов было размещено предложение изготовить органический сертификат за 2-3 дня, что в принципе невозможно успеть сделать по действующим стандартам. За услугу изначально просили 12 тысяч рублей, однако в процессе переговоров цена поднялась до 450 тысяч рублей. С чем связана такая «вилка» и из чего, собственно, складывается такая цена, дельцы объясняли туманно. Компания убеждала при этом, что она аккредитована для выдачи искомого сертификата, однако подтверждающие документы предоставить отказалась, сославшись на то, что работают они через партнера. В ряде случаев партнером назывался Ростест, который также аккредитацию по органике не имеет. У всех этих лжесертификаторов на сайтах есть ссылки на органический закон и стандарты – то есть нормы они знают, но не соблюдают. А зачем? Всё равно контролеров нет, комментируют в Национальном органическом союзе.
Многие из коммерсантов ссылаются на то, что в Росстандарте у них зарегистрированы системы добровольной сертификации (СДС), которые якобы позволяют проводить органическую сертификацию, несмотря на требования закона.
«В базе данных Росстандарта только при поверхностном изучении мы обнаружили 11 СДС, в которых в качестве области сертификации указаны «органические продукты» или их производство (на самом деле их гораздо больше), но только 5 из владельцев таких СДС прошли процесс аккредитации в соответствии с 280-м ФЗ, и удивительно, что Росстандарт не отслеживает эту ситуацию. Эта двойная система, когда можно зарегистрировать СДС, и потом не аккредитовываться, создает напряжение на рынке и увеличивает количество обманутых как производителей, так и потребителей. И никто это не отслеживает, и никто за это не отвечает», - подчеркивает Олег Мироненко.
На момент вступления в силу закона об органике эксперты рынка фиксировали, что количество фальсификата действительно начало снижаться. Но со второй половины 2020 года и по сей день ситуация начала разворачиваться в противоположную сторону. Наблюдается новая волна фальсификата. Когда закон принят, но действует, то он только дискредитирует весь смысл развития сферы органического сельского хозяйства, заключают в Национальном органическом союзе.