Сергей Баймухаметов, публицист
Все свидетельства бесценны. Но здесь мы сошлемся на источник из высших сфер власти – приведем фрагменты доклада, который представил Сталину 9 марта 1933 года заместитель Председателя Совнаркома РФСР. Копии - председателю Совнаркома СССР Молотову, заведующему сельхозотделом ЦК ВКП(б) Кагановичу, председателю Госплана СССР Куйбышеву, секретарю Центрального Исполнительного Комитета СССР Енукидзе.
Это – полный анализ положения дел в Казахстане. Начиная, прежде всего, с сельского хозяйства и заканчивая социально-культурной политикой. В докладе 20 страниц, 65 тысяч знаков с пробелами. Цифры и факты. В итоге – беспощадная правда о том, к чему привела коммунистическая власть.
Разумеется, дается ритуальная ссылка на статью Сталина «Головокружение от успехов», 1929 год: дескать, товарищи на местах и в республиканском руководстве не выполнили указания товарища Сталина и партии. Разумеется, с ритуальными отступлениями и оговорками: «Когда вся страна добилась величайших успехов в области социалистического строительства и невиданного культурного роста во всех республиках и краях… нельзя дальше сохранять то положение, которое создалось в Казакстане в отношении большей части коренного казакского населения. Советский Союз настолько окреп, что в силах оказать помощь и в кратчайшие сроки изжить это явление. Необходимо. развернутым фронтом взяться за проведение мероприятий, устраняющих коренные причины этого явления. В чем заключаются эти причины?»
Но когда автор доклада начинает анализировать причины и приводить факты, вырисовывается картина, которую невозможно затушевать никакими заклинаниями. Подчеркнем – официального доклада официального представителя высшей власти, заместителя председателя Совнаркома РСФСР.
(Предварительно надо пояснить, что в тексте казаХи называются казаКами, казаШки – казаЧками, а КазаХстан – КазаКстаном. Так было принято до 1936 года, так оно было и есть в казахском (казаКском) языке: в этом слове нет буквы и звука «х», а было и есть «к-оглушенное», близкое к «х». С 1936 года казаКов официально стали называть казаХами, чтобы не путать с русскими казаками. Для русской транскрипции и фонетики казаХи и казаШки - очень удачная и естественная метатеза, перестановка звуков.)
Главные причины катастрофического положения, как следует из докладной записки – две.
Первая: изъятие земель, а значит и пастбищ под совхозы - государственные, «советские хозяйства». Отметим: колхозы создавались для общего, коллективного земледелия. Но казахи исторически не были земледельцами, только-только становились ими. И потому колхозов в Казахстане было мало: в середине 60-х годов, например, 80% зерна производилось в совхозах.
Из доклада:
«Значительная часть площади всех совхозов в 30 мил[лионов| га с лишним приходится на казакские районы, где у казаков для этих совхозов были изъяты лучшие земли… В местности «Аксай» (Илийский район) колхозы «Прямой путь» и «10 лет Казакстана» не имеют определенной земли, а прежняя пахотная земля изъята была под совхоз Крайсоюза».
Вторая основная причина – изъятие скота.
Из доклада:
«По данным всесоюзной переписи скота, в феврале 1932 г. с 40 миллионов голов скота в 1928/29 г. к моменту переписи осталось в Казакстане 5397 т[ысяч] голов скота, т. е. сокращение на 85,5%... К моменту переписи обобществлено было 80% скота, а по СССР за то же время было обобществлено 33% скота. Из оставшихся 5397 т[ысяч] голов скота принадлежало совхозам — 37,6% (по СССР совхозам принадлежало 9% скота)…
Благосостояние большинства казакского населения базировалось на скотоводстве…. 90% коренного населения занимается животноводством, постольку этот вопрос является в значительной степени национальным вопросом.
Так как у казакского населения осталось менее 6% скота, имевшегося у него в 1929 году, то понятны результаты такого подрыва хозяйства казаков. (Выделено мною. – С.Б.)
Такого положения, какое создалось сейчас в Казакстане в отношении определенной части казакского населения, ни в одном другом крае или республике нет».
Повторим: казахи не знали земледелия. Более того, по их поверьям считалось святотатством вторгаться в чрево земли. Они веками разводили только скот и обменивали мясо, молоко, сыр, шерсть на хлеб и промышленные товары.
Если в те страшные годы русский, украинец, узбек, таджик по весне хоть что-то съедобное выращивал в своем дворике, то казахи, оставшись без скота, стали вымирать миллионами.
Из доклада:
По многим городам (Аулиэ-Ата, Чимкент, Семипалатинск, Кзыл-Орда и др.) к станциям ж[елезной] д[ороги] ежедневно вывозят трупы умерших казаков... Голодные питаются отбросами, поедают корешки диких растений, мелких грызунов. Собаки и кошки этой группой съедены полностью и кучи мусора вокруг их шалашей полны вываренных костей собак, кошек и мелких грызунов... Передают о случаях трупоедчества…
По свидетельству председателя Кзыл-Ордынского райисполкома в этом районе по большинству аулсоветов осталось 15-30% населения. В Балхашском районе (по данным местного ОГПУ) было населения 60 тыс. чел., откочевало 12 тыс. чел[овек], умерло 36 тыс. и осталось 12 тыс. чел|овек] казаков… В Каркаралинском районе в мае 1932 г. было 50400 чел[овек], а к ноябрю осталось 15900 чел[овек]…
Особенно значительна убыль среди детского населения… Массы беспризорных детей скапливаются по городам и станциям ж[елезных] д[орог] в Казакстане. Казачки приносят и бросают детей перед учреждениями и домами… Вот выдержка из доклада того же Актюбинского отряда Красного креста о казакских детях в Тургае:
«Детское население в возрасте до 4-х лет вымерло поголовно, если оно осталось без родителей… Детскому населению грозит полное вымирание… С одной ст[анции] Аягуз собрано было в январе 300 детей и там же казачка бросила двух своих детей под поезд, а в г. Семипалатинске казачка двух детей также бросила в прорубь».
Доклад заканчивается призывом принять срочные меры и т.д.
Итог известен: по расчетам казахстанских историков, в 1931-1933 годах от голода погибло 1 750 тысяч этнических казахов - 42% коренного населения республики, практически каждый второй казах. (Абылхожин Ж. Б., Козыбаев М. К., Татимов М. Б. Казахстанская трагедия // Вопросы истории. 1989. № 7. С. 65-67).
Но эти расчеты нельзя назвать абсолютно точными. Перепись 1926 года, по данным которой идет сравнение, не могла охватить всех – ввиду полукочевого образа жизни аборигенов. То есть изначально казахов было больше. И потому потери от Голодомора можно выразить примерно так: от голода умер как минимум каждый второй казах.
Общее представление можно получить, сравнив две цифры. Казахи в 20-е годы были самым многочисленным тюркояызычным этносом в СССР. По переписи 1926 года казахов в Казахстане насчитывалось 3 713 394 человека.
Численность казахов до уровня 1926 года восстановилась только через 40-45 лет, к 1970 году.
И, наконец, пора назвать имя автора доклада. Это – Турар Рыскулов (1894-1938), этнический казах, выпускник Пишпекской сельскохозяйственной школы и Ташкентского педагогического института, революционер с молодых лет, заместитель председателя Совнаркома РСФСР в 1926-1937 годах.
Однако нет никаких сведений, что его арест связан с данной докладной запиской. Будь так, Рыскулова уничтожили бы еще в 1933 году. Особенно, учитывая его распри со Сталиным в 20-е годы. Нет, доклад здесь ни при чем. Все, о чем говорилось в нем, пусть и не в такой полной мере, было известно руководству СССР. Информация поступала со всех сторон, начиная с местных органов власти и заканчивая сводками ОГПУ – преемник ВЧК и предшественник НКВД.
Турар Рыскулов попал под общий каток репрессий, резко активизированных в 1937 году. Он был делегатом трагически известного XVII съезда ВКП (б), 1934 год. Из 1966 его участников 1108 были арестованы по обвинению в «контрреволюционных преступлениях», отправлены в лагеря или расстреляны.