В декабре прошлого года в журнале «Воздушно-космические силы: теория и практика» (его издает Академия ВВС им. Жуковского и Гагарина) появилась крайне любопытная статья о том, как российские военные собираются противодействовать американской военной стратегии, названной многосферной (или мультидоменной) операцией.
Суть этой концепции, которую разрабатывает Пентагон в упреждающем массированном ударе по противнику всеми доступными средствами. Авторы материала сочли возможным на начальном этапе «проведение воздушной операции и срыва интегрированного массированного воздушного удара путем нанесения неприемлемого ущерба противнику комплексным применением элементов разведывательно-ударной системы группировки войск...».
То есть, в случае угрозы начала войны, считают российские военные ученые, нужно нанести удар по «критически важным объектам» НАТО с помощью авиации, дронов, ракет, средств радиоэлектронной борьбы, и новых гиперзвуковых аппаратов, лишив противника возможности к нападению.
Основа американской доктрины «мультидоменной операции», с которой собираются сразиться российские ученые и сведения о которой появились в СМИ еще в начале прошлого десятилетия, в том, что вооруженные силы НАТО, если начнется открытая война смогут скоординировано и одновременно начать действовать в «доменах» - на суше, в море, в воздухе, в киберпространстве и космосе под единым оперативным командованием. Эта доктрина отличается от предыдущих тем, что прежде каждый род или вид вооруженных сил действовал пусть и связанно с другими, но отдельно.
Считается, что «мультидоменная операция» будет применяться в случае войны с более или менее равными противниками – к примеру, с Китаем или с Россией, и она сильно отличается от доктрины «локальных войн», которая широко использовалась Пентагоном в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Отличия касаются прежде всего самой структуры армии, разработкок новых видов оружия и стратегического планирования.
Кажется, осталась в прошлом и другая американская концепция - «Быстрого глобального удара», по которой добиться превосходства над противником следовало с помощью стратегических неядерных средств – нанеся ими удар по его ядерным силам.
Теперь же по мнению экспертов, для воплощения в жизнь новой концепции, в американской армии возможно укрупнение тактических соединений, когда вместо бригадных боевых групп будут созданы дивизии, корпуса и армии.
Российские ученые, уверены, что «мультидоменная операция» начнется обязательно с удара гиперзвуковыми ракетами, и только потом вступят в бой оперативно-тактические и крылатые ракеты, дроны, а затем уже и пилотируемые самолеты:
«Нанесение ИМВУ (массированного воздушного удара) позволит уже в первые часы конфликта нейтрализовать отечественные объекты управления авиационной группировкой, ракетно-ядерных сил, систем воздушно-космической обороны, энергетики, связи, военного и государственного управления, разведки и боевого управления, а также наиболее боеспособные воинские формирования...».
Российская концепция подразумевает «одновременное глубокое поражение критически важных объектов, обеспечивающих проведение интегрированного массированного воздушного удара, расположенных в первых и вторых эшелонах обороняющегося противника...» с помощью артиллерийских и тактических ракетных систем, самолетов, вертолетов и беспилотников.
Поскольку для массированного удара средств у России нет, то следует рационально использовать имеющиеся в распоряжении с помощью систем разведки и передачи информации.
Для этого очень хорошо подойдет новая высокоточная стратегическая неядерная гиперзвуковая ракета «Кинжал». О применении ядерного оружия в статье ничего не сказано, однако и не сказано о его неприменении. Зато ученые предлагают «перейти от политики сдерживания потенциального противника ядерным оружием к политике устрашения нанесения ему неприемлемого комплексного поражения всеми видами вооружения в рамках превентивных действий...» А это означает создание новой доктрины.
Эксперты ВВС обращают внимание на то, что хотя статью в электронном журнале «Воздушно-космические силы: теория и практика» и написали ученые преподаватели академии Владилен Стучинский и Михаил Корольков, тем не менее, уже можно делать вывод о том, что российская военная концепция может измениться. Они считают, что само появление такой научной статьи говорит о том, что Россия уже уверена в своем ударном потенциале:
«Это косвенно свидетельствует о том, что появились соответствующие дальнобойные высокоточные средства, которые могут применяться для подобного рода задач...»
Российский военный эксперт Илья Крамник считает, что концепция превентивного удара, изложенная в статье чрезвычайно опасна, поскольку между Россией и Западом остается все меньше каналов связи и диалога:
«У нас возникает такой туман войны...»
Такого рода публикации, по его мнению, служат лишь эскалации напряженности в отношениях, а кроме того, они опасны ошибочной оценкой сил:
«Эти новости селят ложную уверенность в возможности решить те или иные проблемы между Россией и Западом военным путем. А этого решения нет. (...) Любая успешная операция с любой из сторон с очень высокой вероятностью может повлечь за собой эскалацию вплоть до обмена ударами стратегических ядерных сил.
Крамник уверен, что НАТО намного превосходит Россию в военной мощи, а следовательно удар с упреждением, на который уповают авторы статьи, победой не обернется:
«Грубо говоря, это ситуация Перл-Харбора - японцы врезали, ну а дальше-то что?..»