Анна Берсенева, писатель, Германия
Жизнь страны становится понятна через ее повседневность. Как люди учат детей, проводят отпуск и обеденный перерыв, женятся, разводятся, берут в дом животных... Писательница Анна Берсенева вглядывается во все это, чтобы понять, «как устроена» современная Германия.
Чему учат в младшей школе
Многие родители говорят: следствием карантина стало то, что они узнали, чему и как учат их детей в школе. Не всем в России это знание добавило оптимизма, а многих и вовсе заставило ужаснуться. В Германии такой родительской реакции не возникло. Оказавшись в Бонне в разгар жесткого локдауна и принимая самое непосредственное участие в учебе 9-летней внучки, я пониманию, почему. Невольное обучение школьников на дому здесь едва ли кому-то нравится. Однако причиной недовольства может быть что угодно - например, нежелание детей сосредоточиться или необходимость самостоятельного родительского контроля за учебой, - но только не открывшееся знание о том, чему их учат.
Может, было бы неплохо собирать всех учеников в зуме на полный учебный день. Но этот вариант оказался неприемлемым из-за того, что младшая школа не может обеспечить каждого соответствующим оборудованием, а значит, не имеет права ставить детей в заведомо неравное положение. Недостаточность технического оснащения школьников, кстати, из-за этой экстраординарной ситуации замечена и определена как системная проблема. И по всему, что я понимаю про стиль решения проблем в Германии, у меня нет никаких сомнений, что она начнет решаться именно системно и будет решена.
Но вне зависимости от этого за тем, чему именно учат детей в 4 классе - последнем в младшей школе, - я наблюдаю с интересом и удовольствием.
Внучкина школа в пяти минутах ходьбы от ее дома и примерно на таком же расстоянии от дома любого из ее одноклассников. Это обычный «спальный» район, не виллы и не трущобы, и обычная школа. И это хорошая школа просто потому, что она работает по государственной программе образования, а программа эта разумна и хороша. То, что дети прибывают туда самостоятельно, без сопровождения, пешком или на самокатах, очень удобно, и во время карантинного расписания тоже. В понедельник утром они по одному являются к учителю и в распечатанном виде получают домашнее задание по всем предметам. В четверг утром приносят его на проверку. В следующий понедельник получают проверенные тетради обратно. Отзыв учителя о выполнении задания приходит также и родителям по электронной почте. Пятница - день самостоятельных исследований. Надо придумать, что ты будешь изучать, и снять видео о том, как ты это делал. Наша изучала, как сажать семена в горшочки с землей и как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки.
Как выглядит домашнее задание? По каждому предмету и к каждой изучаемой новой теме дается QR-код. Наведя на него камеру смартфона, своего или родительского, ребенок выходит на сайт класса и смотрит видео, в котором учитель объясняет тему. Объяснение очень внятное, доходчивое и ничем не отличающееся от того, которое они до карантина получали в классе. Рядом с QR-кодом - задание, которое нужно выполнить по теме: страницы учебников и рабочих тетрадей, номера упражнений. Тоже никакого отличия от того, которое давалось им во время учебы оффлайн. Разница лишь в том, что обычно задание выполнялось в группе продленного дня (а в нее ходят практически все дети), и его можно было показать учителю, чтобы он выполненное задание проверил. В карантинные же дни всё приходится делать самому и помогут разве что родители, притом далеко не все: во-первых, им некогда, во-вторых, не всегда хочется заново вникать в забытые подробности какого-нибудь умножения трехзначных чисел, в-третьих, а может быть, в главных, они привыкли, что школьные задания выполняются детьми самостоятельно. И на мой взгляд, при всех тактических издержках такой родительской привычки, в немецкой жизни и стратегически она правильная.
О приучении детей к самостоятельности не забыли и во время карантина. Задания-то даются не на каждый день, а на три дня сразу, и распределять нагрузку предлагается по собственному усмотрению. Наша девочка, естественно, в первый же день решила, что займется этим завтра. И немедленно убедилась, что эта модель не работает: стоит пропустить один день, как наверстать становится проблематично. Детям сразу было сказано, что выполнение всех заданий требует ежедневных четырех часов полноценной работы. В том, что это действительно так, каждый убедился на собственном опыте.
Но все это - об организации процесса. Мне она нравится, кому-то, может быть, нет, но интереснее понять, что представляет собою учеба по сути. С математикой все более-менее знакомо. Мне, правда, кажется, что пресловутому умножению трёхзначных чисел учили нас когда-то более просто, чем учат сейчас. Но детям так не кажется, ну и на здоровье. С членами предложения тоже все понятно - подлежащее, сказуемое, подчеркни таким или сяким цветом. Интересная деталь: в русском языке разбор всегда начинается с подлежащего - кто делает? В немецком в первую очередь выявляется сказуемое - что именно делается? Что ж, просветитель Максим Грек не зря писал, что грамматика является началом постижения философии. Менталитета уж точно.
В заданиях по английскому тоже не наблюдается ничего незнакомого. Разве что выразительно проявляется особенность, присущая стилю обучения вообще: необходимость раз за разом помещать уже изученное в новые обстоятельства. Узнали, как называются человеческие чувства и настроения - в следующем упражнении предлагается определить и ответить, присущи они только вот этому мальчишке на первой картинке или также и вот этой девочке на второй. Однозначного ответа может и не быть.
Есть задания и по этике. Это предмет важный и детьми, надо сказать, любимый. Незадолго до локдауна в классе у внучки горячо обсуждалась предложенная учителем житейская ситуация. Ты оставил возле магазина велосипед, не закрыв его на замок, и велосипед у тебя украли. Ты можешь получить страховку только в том случае, если велосипед был пристегнут. Признаешься ли, что велосипед пристегнут не был? Все дети ответили, что признаются, а одна девочка - что не признается ни за что. «Я совру, даже если мне за это дадут не то что страховку, а хотя бы пять центов», - честно сказала она. Никто из детей на нее за такой подход не набросился с упреками - как внучка мне объяснила, они поняли, что некоторые думают иначе, но при этом так, как та девочка, никто думать не стал. Что ж, будут хотя бы отчасти готовы к тому, что мир состоит не из сплошной порядочности, но что это не причина становиться непорядочным самому. Учитель никаких внушений девочке не сделал. Ведь он предложил детям отвечать искренне, а значит, невозможно их за искренность стыдить. Цель была одна: самостоятельно поразмышлять над важной этической проблемой в понятных обстоятельствах. Ну а в карантинном домашнем задании по этике предлагалось поговорить с кем-нибудь, кому доверяешь, о сильных и слабых сторонах своего характера. Отчитываться о результатах разговора не предлагалось, но внучка со мной все равно поговорила - не обманывать же учительницу, да и тема кажется важной ей самой.
По предмету «Искусство» надо было рассмотреть предложенные картинки, в которых показывалось, как создается оптическая иллюзия, и изобразить подобную же иллюзию на примере своей обведенной руки.
По «Музыке» рассказывалось в коротеньком тексте и показывалось в простых рисунках, чем гобой отличается от флейты. Надо было вырезать из приложенных картинок изображения мундштуков обоих инструментов и наклеить их рядом с соответствующими надписями. В следующий раз будут делать гитару, чтобы понять, по какому принципу работает этот инструмент. Выдали какие-то детальки, к которым надо добавить баночку из-под йогурта и резинку для волос. Страдивари умилился бы. Весь год, кстати, на каждом уроке музыки рассказывали о Бетховене. Во-первых, был его 250-летний юбилей, а во-вторых, Бетховен родился в Бонне и его изображение встречается здесь буквально на каждом шагу, даже хлеб в ближайшей пекарне называется бетховенским.
Есть у младшеклассников еще один важный урок. Название его в переводе звучит как «Предметное обучение», суть - как устроен мир в самых разных его проявлениях. Когда часа примерно на два в Бонне выпал снег и дети бросились лепить из него всякие штуки, одной из таких штук оказались иглу. Откуда знаешь про иглу? На «Предметном обучении» однажды рассказывали. Еще рассказывали о том, какие земли (области) и города есть в Германии. И какие планеты есть в Солнечной системе. И водили в школьный музей - показывали, за какими партами сидели дети пятьдесят лет назад, рассказывали, как проходила учеба. В общем, предметное обучение - это обо всем на свете. Прямо накануне карантина на этом уроке дети сделали из коробок и прочих подручных материалов «комнату мечты». Девочки намастерили всяческих розовых диванчиков, мальчики - площадок для скейта. Чему таким образом обучают, было не очень понятно. Выяснилось это уже во время локдауна, когда очередным заданием по «Предметному обучению» стало освещение «комнаты мечты». Выдали батарейку, провода, выключатель, лампочки и предложили сделать сначала последовательное, а потом параллельное соединение согласно подробной инструкции. Конечно, в школе это делалось бы под руководством учителя, сами же разобрались с трудом. По ходу дела требовалось заодно проверить, какие предметы проводят электричество, какие нет.
Интересно, что при наблюдении за тем, как внучка выполняла эти и множество других заданий, у меня ни разу не возник вопрос, зачем нужно то или иное из них. По каждому это было понятно сразу, и все вместе они создавали картину разумную, цельную, предусматривающую развитие.
Школьный локдаун всей страной воспринимается с тревогой. Каждый вечер в телевизионных новостях звучит: мы не должны допустить девальвации нашей системы образования! Хорошо понимаю, почему тревожатся: есть чем дорожить.