Posted 6 февраля 2021, 14:59
Published 6 февраля 2021, 14:59
Modified 7 марта, 14:21
Updated 7 марта, 14:21
Современное оборудование позволяет определить местонахождение мобильного телефона с точностью в несколько метров. Информация о движении обладателя сотового телефона давно используется в оперативно-розыскной деятельности, эти данные могут служить доказательством в суде. Статью В УК РФ о тайне связи предлагается дополнить пунктом, закрепляющим возможность правоохранительных органов получить сведения о местонахождении конкретного абонента от операторов сотовой связи в рамках оперативно-розыскной деятельности.
В разъяснении к законопроекту говорится, что к тайне связи относятся сведения, полученные через пользовательское оборудование: переписка, телефонные переговоры, почтовые отправления и сообщения. А координаты абонента можно узнать с помощью средств связи, которые пользовательским оборудованием не являются.
Эксперты "Коммерсанта" полагают, что закон нужен не только силовым ведомствам, но и для судебных разбирательств: при принятии законопроекта полученные данные и основанные на них действия невозможно будет оспорить, исключить из обвинений и разбирательств.
Сейчас прослушивание телефонных переговоров или получение информации о содержании переписки абонентов связи возможно только по решению суда, который должен получить мотивированное ходатайство от правоохранителей, поясняет член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Дмитрий Липин.
В законопроекте речь идет не о раскрытии содержания звонков или персональных данных абонентов, а лишь о передаче технической информации с оборудования о времени звонков, их длительности и местоположении мобильного телефона, который подключился к базовой станции, поясняет эксперт. Правоохранители, добавляет он, и раньше могли запрашивать такие данные без решения суда, но формально вопрос находился в юридически серой зоне. Минцифры хочет устранить пробел в регулировании, считает Липин.
В поддержку этой инициативы выступили и добровольные спасатели людей из движения "ЛизаАлерт".
- Как вы знаете и слышали, многие люди, терпящие бедствие, держат в руках мобильный телефон.-говорит Григорий Сергеев, председатель добровольческого поисково-спасательного отряда “ЛизаАлерт”. -
В течении длительного времени мы проводим системную работу для повышения шанса на спасение этих людей.В Государственной Думе РФ готовится ко второму чтению законопроект, который появился в рамках реакции государственной машины на наши инициативы.В том виде, в котором он там лежит, он позволит спасти до 10% из тех, кто нуждается, а наша задача написать такие поправки, которые помогут спасти вовремя 70% процентов и более, и убедить в этом общественность и все ведомства.
Еще важно, чтобы этот законопроект с поправками был принят всеми инстанциями.Сейчас мы активно обсуждаем профильный закон в Минцифры, в рамках рабочей группы, в которой есть и представители силовых ведомств, и Минцифры. Ищем компромисс, нас слушают и слышат.
Серьезная загвоздка процесса – расширенные толкования понятий или отсутствие нормальных толкований.Нам очевидно, что право на жизнь первично, и нельзя охранять тайну связи, наплевав на право на жизнь. А именно так сейчас и происходит.
Только отряд «ЛизаАлерт» не успел 976 раз за 2020 год к людям, сжимавшим телефон в руках и надеющимся до последнего.
Инициатива Минцифры – определить, что именно попадает под тайну связи таким образом, чтобы никто и никогда не смог получить ваших разговоров и переписок, но мы знали где находится ваш телефон, когда вы в беде.Общественные обсуждения поправок, тщательная проработка обезопасит граждан от любой возможности нецелевого применения закона, которого все боятся.
Кстати, большая часть приложений в вашем телефоне точно про вас знает все, но это не дает нам возможности вас спасти).Наша задача в этих обсуждениях не выплеснуть с водой ребенка. Наша задача – получить инструмент спасения. И мы будем за него бороться.
Комментарий Елены Цунаевой, председателя комиссии ОПРФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, сопредседателя ОНФ:
- Я хочу поддержать волонтёров «ЛизаАлерт», поскольку они на практике знают, насколько это необходимо. У них есть собственная статистика. О необходимости принятия этого закона ребята говорят с 2011 года. Здесь надо иметь в виду, что применяться эта норма должна в экстраординарных ситуациях, когда речь идёт о пропавших людях и их поисках. Геолокация поможет установить место.
Критики, конечно, имеют право на сомнения, поскольку у нас любая история в недобрых руках может превратиться во что угодно. Но это уже вопросы к законодателям, насколько они чётко пропишут эту норму и правоприменительная практика будет реализовываться. Тем более, я уверена, что наши общественники, которые следят за правами человека, будут отслеживать этот закон.
В случае каких-то нарушений можно будет вносить коррективы. Я полагаюсь на опыт тех людей, которые действительно в курсе этой ситуации.