Posted 5 февраля 2021,, 10:57

Published 5 февраля 2021,, 10:57

Modified 7 марта, 14:23

Updated 7 марта, 14:23

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова на суде в Красноярске

"Загрязнитель - платит!" Светлана Радионова отсудила 146 млрд рублей

5 февраля 2021, 10:57
Глава Росприроднадзора Светлана Радионова на суде в Красноярске
Арбитражный суд Красноярского края в пятницу удовлетворил иск Росприроднадзора и постановил взыскать 146 млрд рублей с "дочки" "Норникеля" - "Норильско-Таймырской энергетической компании" (НТЭК) - в связи с аварией на норильской ТЭЦ.
Сюжет
Штрафы

Иван Петровский

Скажем сразу: сумма в 146 миллиардов рублей - беспрецедентная в истории экологических штрафов, наложенных государственным природоохранным ведомством.

Напомним, что 29 мая один из резервуаров с дизтопливом на норильской ТЭЦ-3 получил повреждения из-за резкой просадки опор фундамента, что привело к утечке около 21 тысячи тонн горючего. Нефтепродукты попали в несколько водоемов, вводился режим ЧС.

ТЭЦ-3 принадлежит "Норильско-Таймырской энергетической компании" ("НТЭК") — дочке "Норникеля". В головной организации основной причиной аварии называли потепление в условиях вечной мерзлоты.

Однако эта версия аварии со ссылкой на "объективные" обстоятельства не убедила не только независимых экологов, но и Росприроднадзор, который оценил ущерб окружающей среде почти в 148 миллиардов рублей. "Норникель" не согласился с методикой расчета и провел свою экспертизу, которая дала цифру в семь раз меньше — 21,4 миллиарда рублей.

Ростехнадзор по итогам проведенного расследования сделал вывод, что причина аварии — недостатки при конструировании свайного основании резервуара, а также дефекты при его строительстве и изношенность оборудования. Также ведомство выявило нарушения при проведении экспертизы промышленной безопасности в 2018 году.

По версии Потанина, авария могла произойти из-за аномально теплой погоды, вследствие которой произошло таяние вечной мерзлоты, и опоры цистерны с топливом просели. Но Ростехнадзор проявил настойчивость и не обнаружил признаков деградации мерзлоты под фундаментом и на примыкающей территории.

В Ростехнадзоре констатировали, что ошибки были допущены в проектировании и строительстве резервуара: нагрузка на него распределялась неравномерно. В 2015 году резервуар был выведен в ремонт, поэтому государственный надзор за ним был приостановлен. В 2019 году его эксплуатацию возобновили, но без соблюдения необходимых требований безопасности и уведомления контролирующих органов.

Также ведомство обнаружило нарушения в деятельности экспертной комиссии, работавшей с резервуаром. Комиссия разрешила эксплуатацию резервуара до сентября 2022 года и выдала заключение, разрешающее увеличение уровня налива на четверть.

Таким образом, Арбитражный суд полностью согласился с аргументами Росприроднадзора и его главы Светланы Радионовой, которая лично присутствовала на судебных слушаниях.

Наблюдатели отмечают бескомпромиссную позицию главы Росприроднадзора. В конце января, например, она заявила, что «даже не готова рассматривать» мировую с «Норникелем». В пятницу, 5 февраля, Радионова написала на своей странице в Инстаграме :

«Пятница. Красноярск. В суде все больше и больше документов и привлеченных лиц. А мы монотонно и четко отстаиваем позицию: эшелоны нефтепродуктов, попавшие в хрупкую арктическую зону, — весомая причина для взыскания причиненного ущерба.Наверное, я повторяюсь, и эти посты не так ярки и интересны. Но важно лишь то, что мы впервые в истории России громко заявляем: экология — дело каждого!!! И загрязнитель платит!"

Будет ли "Норникель" продолжать судебные тяжбы - пока неизвестно. Но известно, что предприятия уже создало резерв на $2,1 млрд для уплаты штрафа. Компенсация ущерба будет зачислена в федеральный бюджет, согласно внесенным в июле прошлого года поправкам в Бюджетный кодекс.

Напомним так же, что после случившегося в Норильске Владимир Путин поручил принципиально изменить природоохранное законодательство в сторону ужесточения санкций против нарушителей.

Выигранное у "Норникеля" дело о компенсациях приятно удивило даже традиционных оппонентов и критиков природоохранного ведомства.

Руководитель энергетического отдела Greenpeace в России Елена Сакирко:

«Размер исковых требований Росприроднадзора к дочерней компании Норникель, который сегодня был поддержан судом, может быть сопоставим с реальным ущербом окружающей среде. В России регулярно случаются аварии, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов. Часть этих инцидентов даже не попадает в официальную статистику, если же компании не удаётся скрыть утечку, то компенсация ущерба и размер штрафов, часто не соответствуют последствиям — погибшие леса, отсутствие рыбы в реках — тяжёлые последствия для всей экосистемы. Нередко аварии случаются на землях коренных народов, что приводит к утрате возможности продолжать на нарушенных территориях традиционный образ жизни. Сегодняшний суд — это во многом прецедент, который может помочь по-настоящему решать экологические проблемы на системном уровне».

Руководитель общественной экологической организации "Плотина", российский координатор международной экологической коалиции "Реки без границ" Александр Колотов:

"Самое главное, чтобы эта компенсация действительно в полном объеме ушла на природоохранные мероприятия в Арктике. Как мы помним, Госдума после аварии в Норильске приняла специальные поправки, что подобные компенсации идут напрямую в федеральный бюджет. Наверное, нужно отслеживать, чтобы все последствия, которые этот разлив принес для арктической природы, были надлежащим образом компенсированы.

Решение суда о такой значительной компенсации после аварии на ТЭЦ в Норильске станет сигналом и для других компаний.

Мне кажется, после того, как суд встал на сторону Росприроднадзора и фактически природы, руководство других компаний должно задуматься: может, дешевле вложиться в модернизацию инфраструктуры, чем подвергать себя риску таких штрафов".

Николай Николаев, руководитель Центра мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ, депутат ГД РФ:

"Я только приветствую решение Красноярского арбитражного суда. Она абсолютно беспрецедентно. Если смотреть на мировой уровень компенсаций, сумма, которая назначена к выплате – почти 147 миллиардов – адекватная. Я считаю, что решение правильное, очень знаковое и ставит на другой уровень вопрос ответственности недропользователей за состояние окружающей среды. Важно другое. Во-первых, нужно получить эти деньги. Решение суда – это очень хорошо, но нужно ещё и получить. А во-вторых, что важно, и мы поднимали многократно этот вопрос, полученные средства должны быть использованы именно на ликвидацию последствий разлива. И не просто направлены, всё общество должно знать и понимать, что именно сделано, каким образом, когда, сколько это стоило. Я считаю, что положено хорошее начало большого и правильного пути".

Василий Богословский, генеральный директор международного экологического фонда «Чистые моря»:

"При принятии таких судебный решений, как правило, природопользователь будет оттягивать максимально длинно исполнение для того, чтобы получить передышку. Сумма действительно очень большая, взыскать её очень сложно. Но в любом случае, решение справедливое, абсолютно взвешенное. Я не помню таких крупных штрафов. Это будет впервые.

Полгода назад, когда случилась катастрофа, многие СМИ обвиняли Росприродназор чуть ли в сговоре с руководством Норникеля. Тем не менее, именно им удалось добиться сегодняшнего решения суда и назначения беспрецедентно высокого штрафа.

В чем может быть сговор, если был выдан такой расчёт? Нас не привлекали к этой работе, но мы держали руку на пульсе. Мне мои специалисты, которым нет основания не доверять, говорили, что ущерб рассчитывался по нашим методикам. На сегодняшний день наши методики даже жёстче, чем за рубежом. На будущее - это очень серьёзный сигнал тем, кто считает, что на отдалённых территориях можно не менять старые технологии, работать на оборудовании советских времён и не заботиться об окружающей среде.

Я считаю сегодняшнее решения практически революционным моментом. На моей памяти такого не было. Очень многие предприятия пересмотрят свою техническую политику, особенно в малодоступных местах, там, где раньше надеялись на то, что контролёры не доберутся. Я вижу, что идёт улучшение ситуации".

"