Posted 3 февраля 2021, 08:08
Published 3 февраля 2021, 08:08
Modified 7 марта, 13:58
Updated 7 марта, 13:58
Несмотря на то, что ряд высокопоставленных тюменских ФСИНовцев не только поплатились местом за коррупцию, но и сами отправились в места не столь отдаленные, в колониях продолжают действовать негласные правила о поблажках. Например, перед Новым годом в тюменскую колонию строгого режима № 1 привезли запрещенные предметы и продукты. Причем установлено, что сделали это сотрудники колонии, которые «использовали свои должностные полномочия вопреки интересам службы». Благодаря чему зэки на Новый год жарили шашлыки и ели селедку под шубой — и это произошло не в колонии-поселения, а в колонии строгого режима. По данному факту проводится проверка.
К слову, минувшим летом начальник одной из тюменских колоний был осужден на 8 лет строгого режима. Он создал в учреждении ВИП-камеры, за несколько лет заработав на них 2,4 млн рублей. Также он использовал труд осужденных в личных целях и проч. Но желающих использовать зэков в своих интересах, видимо, не поубавилось.
Бывший работник пенитенциарной системы рассказал «Нашему городу», что сотрудникам колоний выгодно делать поблажки ряду заключенных: во-первых, за это можно получить деньги, во-вторых, за это можно получить ценную информацию от осужденных.
По его словам, пронести телефон в тюменское СИЗО несколько лет назад стоило пять тысяч рублей. Сейчас ценник может быть уже выше. Но если сотрудник колонии начнет этим злоупотреблять, то уже зэки могут загнать его в кабалу — тогда сотрудник будет вынужден носить телефоны за бесплатно, чтобы осужденные не сдали его начальству. Бывало и такое, что при «шмоне» у осужденных постоянно находили одни и те же телефоны, то есть оперативники отдавали их обратно, получая от этого какую-либо выгоду.
При этом какие-то более мелкие по ценности вещи сотрудникам проносить не выгодно — много на этом не заработаешь, говорит собеседник «Нашего города». В большинстве случаев их несут либо по знакомству, либо по собственной тупости. «К примеру, говорят, что записка, а в записке там „герыч“ лежит», — отметил он.
Один из заключенных, который ведет Instagram из мест лишения свободы, говорит, что «использование в быту запрещенных предметов связанно с непрекращающейся борьбой между зэками и сотрудниками»: первые прячут, вторые ищут. И даже если некоторые осужденные могут использовать телефоны, не пряча, то это правило не действует, когда приезжает не местная проверка. Также тщательный «шмон» проводится, когда кто-то из заключенных «накосячил».
Зэк-блогер также рассказал, что порой администрациям колоний приходится при проверке прятать и людей, так как по бумагам работает меньше осужденных, чем на самом деле. «Вероятно, таким образом создаются условия для негласных поблажек определенным категория заключенных — неоформленных людей проще направить на нужную работу, а кого-то наоборот освободить», — отмечает «Наш город».
Издание поинтересовалось у тюменского УФСИН, какая работа проводится для профилактики коррупции. Там, в свою очередь, заверили, что работа проводится, но какая именно — ответить не смогли, сославшись на то, что не могут комментировать работу отдела собственной безопасности.
Напомним, что один из самых громких скандалов с нарушением режима в колонии произошел в 2018 году, когда стало известно, что Вячеслав Цеповяз, осужденный на 20 лет строгача по делу о массовых убийствах, отбывал наказание с телефоном, а также обедал крабами, красной икрой и шашлыками. Фотографии с застолья из колонии попали в Сеть.