Некоторый дефицит инсулина всегда складывается в декабре–январе, так как к концу года склады пустеют, а новые закупки еще не произведены. Однако в Ростовской области в прошлом году перебои с инсулином «Тресиба» начались еще в ноябре, сообщает RostovGazeta. Вместо него, по словам президента региональной диабетической общественной организации «Диа-Град» Владислава Величука, пациентам начали выписывать другие препараты, чего делать категорически нельзя. Только в 20-х числах января люди начали получать инсулин за декабрь. При этом Величук также отметил, что еще с сентября начались перебои с расходными материалами (тест-полоски, инсулиновые помпы и проч.).
Величук видит проблему еще и в том, что введенная система маркировки препаратов до конца не отработана. «Не все препараты прошли маркировку, их не могут принять на склады и, соответственно, они не могут дойти до пациентов», — говорит он. Глава «Диа-Град» рассказал, что в мессенджерах существуют группы, в которых диабетики, имеющие запас инсулина, отдают препарат нуждающимся в нем.
«Дефицита лекарственных препаратов из-за маркировки быть просто не может: еще в начале ноября операции в системе упрощены (постановление правительства 1779 от 02.11.2020), а аптеки и больницы могут продавать или использовать маркированные лекарства сразу же после подачи данных в систему, даже ответа ждать не надо. Заблокированных лекарств нет. Также напоминаем, что в обороте могут находиться не маркированные лекарства, выпущенные до 1 июля 2020 года, а также не маркированные препараты производства до 1 октября 2020 года, если на них получено разрешение спецкомиссии», — прокомментировал «НИ» высказывание о маркировке оператор системы «Честный знак».
«Инсулин теперь приходится покупать самостоятельно [врач предлагает за бесплатно лишь тот, „что есть“, а он не подходит], и это очень дорого. К тому же, после перехода младшего сына во взрослую категорию, врач нам сказал, что и тест-полоски нам не положены. Она пояснила, что тест-полоски выдают только детям и лежачим больным, а тем, кто в нормальном состоянии — не положено», — жалуется ростовчанка Елена Сербина. Она не понимает, куда делся тот инсулин, который закупается на ее детей на бюджетные средства.
Жители Карелии тоже периодически жалуются на отсутствие в поликлиниках инсулина и тест-полосок для больных сахарным диабетом. Бывают случаи, что диабетиков просят подождать и уверяют в скорых поставках препаратов. Однако это не тот случай, когда можно отложить введение препарата, поэтому люди вынуждены покупать лекарства за свой счет.
Так, одна из жительниц Петрозаводска рассказала «Карелinform», что ее муж, больной сахарным диабетом, должен получать бесплатные препараты. Так как лекарства выдают по будням до 16:30, а сам он работает до 17:00, то за лекарствами приходит супруга. «Тест-полосок никогда нет в наличии, в декабре успела их забрать, но для этого я ходила три раза. До этого несколько месяцев не получали, так как их просто не было. На третий раз мне повезло и то только потому, что это был день, когда привезли долгожданные полоски в 9 утра, и я уже стояла в очереди. Просто успела урвать», — пояснила жительница Петрозаводска.
Лариса Кондрашкина — мать больного диабетом ребенка из Удмуртии — считает, что главной проблемой является перевод пациентов на российские инсулины, который начался в 2020 году. В прошлом году жители республики неоднократно выходили на акции протеста с требованием оставить детям с сахарным диабетом оригинальные препараты, но им все равно начали выдавать отечественные аналоги сомнительного качества, пишет Udm-info. Так, в Ижевске вместо оригинальных инсулинов предлагают биосимиляры, которые не являются аналогами. Причем даже медики считают, что автоматическая замена оригинальных инсулинов на биосимиляры «напоминает огромный эксперимент, в котором участники не давали согласия на участие и не были информированы о возможных последствиях».
Также Кондрашкина пожаловалась на нехватку расходных материалов. При этом порой не учитывается толщина и длина игл, которые выдаются детям-диабетикам. «Так как уколы инсулина приходится ставить по 6-7 раз в сутки, многие родители просто не рискуют колоть детей такими большими иглами и вынуждены покупать подходящие для детей иголки сами», — отмечает она. Отказывают диабетикам Удмуртии и в обеспечении шприц-ручками для введения инсулина, спиртовыми салфетками и жизненно важным препаратом «Глюкагон». Хотя по законодательству диабетик должен получить все это бесплатно и в подобающем качестве.
«Как детей, так и взрослых, больных сахарным диабетом, инсулином не обеспечивают. Однако я бы не сказал, что ситуация ухудшилась по сравнению с прошлым годом, но она и не улучшилась», — говорит руководитель общественной организации «Центр медицинского права» Александр Золотарев.
Он также обратил внимание на то, что в поликлиниках Удмуртии не выписывают диабетикам инсулин, если его нет в аптеках, чтобы не портить статистику. Только когда в аптеки поступают необходимые препараты, начинают обзванивать пациентов и приглашать их за рецептами, отметил Золотарев. «Вот почему сложно сказать, сколько на самом деле льготников не обеспечены необходимыми препаратами. Минздрав отвечает, что обеспечивает, и, по сути, он прав, потому что они создали такую для себя систему, при которой выходит, что все льготники обеспечены», — добавил эксперт.
Золотарев советует диабетикам не соглашаться на отказ в рецепте, а требовать его, даже если препарата нет в аптеке. В таком случае больного с рецептом должны поставить на отсроченное обслуживание в аптеке. Далее в течение 10-15 дней аптека и минздрав должны принять меры по обеспечению пациента конкретным препаратом.
Практика обмена инсулином есть и среди диабетиков в Омской области. Там же были и жалобы на нехватку тест-полосок — однако они носили единичный характер, пишет «Город55».
«Препараты инсулина — это, так сказать, священная корова, потому что государством тратятся миллиарды на закупку, и всегда идет борьба между тремя-четырьмя зарубежными фирмами, чьим рынком будет Россия. Это всегда под контролем, местные министерства тоже начеку, потому что, если препаратов нет, то это скандал», — говорит владелец аптек «Биомедсервис» из Омска Олег Мирошник.
Согласно данным «АиФа», проблемы с инсулином также наблюдаются в Астраханской, Волгоградской, Архангельской, Курганской, Свердловской, Новосибирской, Воронежской, Курской областях и проч. Причем в региональных минздравах утверждают, что дефицита препаратов нет, а вот в аптеках говорят об обратном. Россиянам приходится покупать жизненно необходимые лекарства за свой счет — в таком случае они быстро находятся. При этом стоят препараты не дешево. «Умирать что ли?», — задаются вопросом больные диабетом.
Надежду на позитивные изменения выразил президент региональной диабетической общественной организации «Диа-Град» Величук. По его словам, в январе вышел новый приказ, согласно которому взрослому пациенту с сахарным диабетом на год будет выдаваться 2190 тест-полосок.
Однако по стандарту Минздрава и ранее было положено выделять человеку со вторым типом диабета 14 упаковок тест-полосок в год, но эта норма не выполняется практически ни в одном регионе, отметила руководитель Диабетического сообщества Курганской области Наталья Воробьёва. «Закупки — процесс долгий. Где-то не посчитали, не рассчитали. Инсулин — это не таблетка с постоянной дозой. Это плавающие дозы, зависящие от съеденной пищи. Инсулин нужен как средство приведения сахара в крови в норму. Рассчитать с точностью, сколько потребуется на год инсулина до единицы, невозможно. А учитывая то, что процедура закупок около 3 месяцев, каждый год одно и то же», — добавила она.
В Совете при правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере тоже пришли к выводу, что в нужном объеме тест-полоски для измерения уровня сахара в крови не получают ни взрослые, ни дети. В прошлом году детям выдали лишь 32% от необходимого объема расходников, взрослым — около 20%, пишут «Известия». Чтобы разорвать порочный круг, потребуется порядка 5 млрд рублей дополнительного финансирования, а также необходимо ускорить разработку федерального проекта по борьбе с сахарным диабетом.