Posted 1 февраля 2021,, 07:59

Published 1 февраля 2021,, 07:59

Modified 7 марта, 14:00

Updated 7 марта, 14:00

Затяжная пандемия, сложные выборы и заблокированный YouTube: чего ждать от 2021-го

1 февраля 2021, 07:59
Все хотели, чтобы скорее закончился тяжелейший 2020 год, но чего ждать от 2021-го? Пандемия коронавируса никуда не исчезла, впереди выборы в Госдуму — возможны протесты, а тут еще мировая экономика дышит на ладан. «Новые Известия» собрали мнения экспертов о том, что россиянам готовит 2021 год.

Протестные выборы

С учетом последних событий, проходящих по всей России, начнем с политического прогноза. Прошедшие выходные, 23 и 31 января, показали, что люди готовы выходить на протесты с подачи Алексея Навального, пусть и не так массово, как ожидалось. В связи с этим встает вопрос, чего же ждать, если население не устроят результаты выборов в Госдуму, начнут ли россияне устраивать беспорядки по примеру других стран?

Директор исследовательских программ экспертной группы «PiteR» Александр Серавин уверен, что протестов после думских выборов не будет. Хотя называет одного условие, при котором это возможно: «Протесты после выборов в Госдуму будут, если нашим западным партнерам позволят их профинансировать. Не думаю, что в 2021 году допустят ошибки, как в 2011 году. Тогда перегнули с некоторыми вещами. Никто в России, ни в одном субъекте не считает, что надо пойти по белорусскому сценарию, когда расходятся социология и мироощущение граждан в результатах».

Глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков считает, что катализатором протеста в 2021 году может стать падение уровня жизни россиян: «Для этого даже условный Навальный не нужен, вполне возможен „белорусский сценарий“ с децентрализованным управлением. Но возможен и инерционный сценарий, я бы даже сказал, что он — наиболее вероятен. Что протесты не будут массовыми, зато протест будет нарастать в глубине народного сознания. Увы, но мы всегда идем по сценарию, когда пар не выпускается по чуть-чуть, а просто срывает крышку».

«Сам факт выборов обязательно будет использован для организации протестного голосования, учитывая опыт Молдовы, Белоруссии и, давайте говорить прямо, США. Собственно, на выборах в Госдуму будут обкатываться технологии, которые зарекомендовали себя в других странах, независимо от того, сколько партий будут баллотироваться. Протесты будут, и к этому надо быть готовыми», — приводит «НовостиВолгограда.ру» слова доктора политических наук Сергея Панкратова.

Не стоит забывать и о том, что сторонники Алексея Навального рассчитывают использовать систему «Умного голосования», которая забирает голоса у «Единой России» в пользу любого оппозиционного кандидата. В основном от «Умного голосования» выигрывает КПРФ. И если власть попытается выиграть выборы нечестным путем, то это чревато уличными протестами. Вместе с тем ожидается естественный процесс обновления состава нижней палаты с вхождением новых партий или поражением кого-то из «думских старцев».

На новых людей в Думе ставит генеральный директор Ггентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов. Однако они появятся не от одноименной партии, а в «Единой России», которая получит конституционное большинство. «При этом, по оценке АПЭК, „на входе“ в Думу возникнет серьезная конкуренция за преодоление трехпроцентного барьера. Сегодня шансы на это есть у 5 партий. Для них логична реальная стратегия „три плюс три“: провести трех одномандатников и, преодолев трехпроцентный барьер, получить государственное финансирование», — уверен Орлов.

По мнению Гращенкова, «Единая Россия» рискует потерять от 50 до 100 мандатов, при этом новых партий в Госдуме не появится: «Власть собирается обновиться: в Госдуму пойдут молодые люди (35-55 лет), которые всей своей карьерой обязаны периодом путинского управления, хотя небольшое число старожилов все же сохранится. Думаю, что там будет меньше либералов (в т. ч. и из состава „ЕР“) и больше людей патерналистского склада, не склонных к дискуссиям и формированию самостоятельной повестки, вроде слишком энергичных ОНФовцев».

Главной угрозой для Кремля называет «Умное голосование» политолог Аббас Галлямов. По его прогнозу «Единая Россия» начнет массово проигрывать коммунистам в городах. «Это приведет к росту числа скандалов и увеличит вероятность уличных протестов — примерно так же, как это было после Болотной», — отметил эксперт.

«Самым разумным для Кремля было бы зарегистрировать с десяток самых сильных оппозиционеров и провести в их округах демонстративно чистые кампании. Они бы, конечно, победили, но десять оппозиционных депутатов — это не катастрофа. Можно и потерпеть. Зато повода для протеста бы не было», — рекомендует Галлямов.

Новая низкая нефть

Большинство экспертов сходятся во мнении, что начало года для России с экономической точки зрения будет неблагоприятным. Это притом, что страна избежала нового жесткого локдауна и остановки производств. Если после ограничений весны 2020 года экономику удалось снова запустить, то во второй раз этого может уже не получится. Во многом влияние оказывает низкая цена на нефть и локдауны в Европе и США.

Политолог, генеральный директор агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов обращает внимание на то, что падение цены на нефть может продолжиться. По его словам, санкционное давление усилилось еще в «переходный» период между администрациями Дональда Трампа и Джо Байдена. Годовые налоговые платежи усилят спрос на рубль, и это, пожалуй, единственное условие, которое можно назвать благоприятным, считает Орлов. При этом эксперт прогнозирует, что к середине февраля рубль начнет слабеть еще больше.

По мнению профессора Финансового университета при правительстве России Олега Матвейчева, зарубежные локдауны на ценах на нефть вряд ли отразятся существенно. «На мой взгляд, после прихода Байдена к власти существенное влияние на энергетический рынок Европы США смогут оказать не раньше, чем через несколько лет. Свободные мощности у стран, дороговизна и другие экологические проблемы, с этим связанные, не дадут этой тенденции сильно развиться. Скорее всего, можно говорить о том, что нефть и газ захотят продавать при запрете доступа к российским углеводородам. Что же касается локдауна, то влияние, безусловно, есть и будет — но мы и другие страны, присоединившиеся к ОПЕК, на это отвечают снижением объемов добычи нефти», — отметил он в разговоре с «Карелinform».

Ведущий аналитик инвестиционной компании QBF Олег Богданов считает, что цены на нефть вернутся к диапазону 35-42 доллара за баррель. Он связывает это с нестабильным спросом на рынке: «Можно ожидать, что в первом квартале 2021 года спрос на нефть будет депрессивным. Также можно ожидать возникновения перекоса в сторону предложения в первом квартале 2021 года, что неизбежно негативно отразится на нефтяных котировках».

При этом «зеленая повестка» станет долгосрочным вызовом для всей нефтегазовой отрасли. Аналитик по нефтегазовому сектору АТОН Анна Бутко отмечает, что Россия имеет свои преимущества по сравнению с другими рынками: «Мы считаем, что для нефтяной отрасли на долгосрочном горизонте „зеленая повестка“ является структурным вызовом, однако, стоит отметить, что в глобальном контексте российские проекты часто выглядят привлекательнее зарубежных аналогов во многих случаях благодаря более низкой себестоимости добычи».

Отметим, что если в первых числах января 2021 года нефть марки Brent стоила порядка 51 доллара за баррель, то к настоящему времени она выросла до 56,8. При этом средняя цена на нефть марки Urals в январе 2021 года сложилась в размере 54,4 доллара за баррель — это на 11,8%, чем годом ранее.

Победа над главным врагом

2021 год станет годом победы над коронавирусом. По крайней мере, на это призывает надеяться в развитых странах кандидат биологических наук, обозреватель науки, ведущий Telegram-канала и подкаста «Голый землекоп» Илья Колмановский. Резко увеличить нагрузку на систему здравоохранения может новый штамм коронавируса, обнаруженный в Англии, потому что он распространяется очень быстрыми темпами.

Эксперт считает, что новый штамм коронавируса из Англии должен стать поводом для того, чтобы отладить систему анализов вариантов вирусов, генома новых штаммов и принятия быстрых мер жестких локдаунов. «Это нужно сделать на уровне стран и правительств. Это способ победить коронавирус», — отметил Колмановский.

«Задавить пандемию» поможет вакцинация и наращивание темпов ее производства. Хотя угрозу здесь представляют «антипрививочники». «Они становятся носителями и распространителями. В такой роли поневоле могут оказаться целые страны и общества. В первую очередь, речь идет о бедных странах», — говорит Колмановский.

Академик РАН Александр Румянцев говорит, что некоторая ясность появится весной — тогда станет известно, насколько эффективны вакцины. И если к осени удастся привить большую часть населения, то тогда, возможно, появится групповой иммунитет. «Сейчас инфекция неконтролируемая. До июня мы будем продолжать бороться с инфекцией. Может, после лета появится отдушина. Она связана с тем, что будут промышленно выпускаться самые разные вакцины. У нас к этому времени уже будет три, а, может, появятся еще вакцины, которые будут широко использоваться для населения», — сказал Румянцев NewsTracker.

К настоящему времени, по оценке Центра им. Гамалеи, успели привиться более двух миллионов россиян. К примеру, в Москве вакцинировались свыше 2,5% жителей. При этом в России выпущено уже порядка 8,2 миллиона доз вакцин от коронавируса.

Право на запрет

Излишне либеральным считает российское информационное пространство директор исследовательских программ экспертной группы «PiteR» Александр Серавин. По его мнению, в этой части может продолжиться принятие «запретительных» законов. «По поводу возможной блокировки Google и YouTube, нам нужно быть жесткими. Западные ресурсы ограничивают подачу информации. В том же Facebook через ленту новостей друзей модерируется поведение человека», — уверяет Серавин.

Эксперт указывает на то, что «своих граждан от транснациональных корпораций могут защитить только национально ориентированные правительства». Серавин прогнозирует создание суверенного интернета по китайскому образцу — «своей интернет-среды под национальных носителей».

Продолжение строительства суверенного интернета в 2021 году предрекает и адвокат Николай Фрейтак: «Главным принципом здесь было и остается обеспечение суверенности российского информационного пространства. А суверенность наше чиновничество отождествляет с подконтрольностью». Однако Россия не ориентируется на Северную Корею или Иран, поэтому при нынешнем президенте прямой блокировки не произойдет. «Если же законодатели сделают из российских законов что-то очень самобытное, то — безусловно — судьи будут вспоминать о приоритете национального права над международным чаще, чем „Отче наш…“», — рассуждает эксперт.

По мнению социолога Искандера Ясавеева, в 2021 году стоит ожидать дополнительных запретов и ограничений, так как маховик только раскачивается. Но, как показывает история, эта мера временная. Например, эксперт считает, что все больше организаций будут регистрировать как иностранных агентов, что очень сильно ограничивает их деятельность на территории России. Но до полного запрета Google или YouTube, о котором сейчас так много разговоров, по словам Ясавеева, вряд ли дойдет, так как эта мера очень непопулярна. Если это и произойдет, то даже те, кто был лояльно настроен к власти, свою позицию поменяют, отметил он в беседе с Inkazan.

Госдума уже исчерпала лимит на запретительные законы перед Новым годом. Сделав реальной блокировку Google и YouTube, разрешив выселение людей из их квартир в рамках реновации и приняв ряд других законов, в дальнейшем нижняя палата будет сторониться скандальных решений. Такого мнения придерживается первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин: «Пока авторы таких законов рассуждают, что могут сказать учитель или депутат, пришедший в школу, в это время миллионы людей смотрят результаты всяких расследований. Скорее, это имитация бурной деятельности на фоне того, что происходит в интернет-пространстве».

К слову, буквально вчера замглавы Совета безопасности Дмитрий Медведев заявил, что Россия уже имеет необходимые технические возможности, чтобы обеспечить автономную работу российского сегмента интернета. При этом он отметил, что обособление — это лишь запасной план на случай, если Россию отключат от глобальной сети. Медведев также подчеркнул, что делать Рунет автономным «очень бы не хотелось». Но если потребуется, соответствующий закон вступил в силу.