Эксперты оживленно обсуждают в социальных сетях очередные протестные акции, который прошли вчера по всей стране.
Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что главный вывод, который следует сделать из протестной повестки последних событий в стране – это активность регионов:
«Налицо усиление фактора общественного недовольства по всей стране. И с этим придется что-то делать. Если Москву и Санкт-Петербург, наверное, можно полностью зачистить и ввести осадное положение, однако, сделать это на одной шестой части суши – перекрыть ее войсками – физически невозможно.
Во всем этом есть сигнал для местных элит, их влияние растет. Это начало проявляться еще в прошлом году, сейчас же превращается в тенденцию. Очень большой вопрос - насколько присланные губернаторы-технократы смогут удержать ситуацию в руках. Особенно, если учитывать тот факт, что силовики также, в основном, опираются на местных. Так что, если протесты не удастся заглушить в ближайшую неделю, очень может быть, что придется «корректировать» региональную политику.
Второй фактор –это позиция США и ЕС. В феврале – то есть в ближайшие дни - в Россию собирается глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Заметно, что Запад решил попробовать поговорить по-хорошему. Скорее всего, миссия Борреля провалится. Однако дело в том, что, в отличие от Белоруссии, Россия в своем современном статусе не может находиться в изоляции. Это будет способствовать дальнейшему ухудшению экономической ситуации, что, собственно, уже происходит.
Однако, как мы видим, что сейчас не до глубинных тенденций: задача - прекратить протесты. Поэтому здесь главный – человек с ружьем. Силовая башня. Это третий фактор, который может снести все и вся на своем пути и даже то положительное, что еще осталось. Особенно - в тех условиях, когда куда идти непонятно. Тем не менее, в целом силовой подход дает для вертикали положительный результат. По крайней мере, на сегодняшний день. В понимании Кремля – кто сильнее, тот и выиграл. Протесты происходят по всему миру. И даже Капитолий захватывают. Происходящее можно списать на общемировую тенденцию. Что, собственно, уже происходит. А что касается глубинных течений, ничего – тряхнем олигархов, припугнем элиты, удержим цены на «макарошки». А дальше посмотрим...»
Аналитик Игорь Скурлатов не вполне согласен с этими выводами, считая, что главную роль в протестном движении играет столица, и именно от ее активности все и зависит:
«Правы аналитики, когда говорят, что до реальной смены власти еще очень далеко и, подобные сегодняшним, демонстрации протеста - лишь начало некоторых, больше психологических, процессов в "революции сознания" масс, о которой уже давно пишу и говорю во всех доступных СМИ. Важный момент. Можно оппозиции понаоткрывать региональных штабов и устраивать местные акции, но ключевая роль в уличных протестах принадлежит Москве. Так было и будет...»
Сетевой аналитик Павел Борисов считает, что российские протесты – это борьба одной «бездуховности» с другой:
«Человек, утративший духовное начало, становится очень опасным оружием и для себе подобных, и для мира проживания (точнее - временного нахождения). Но разрушать он успевает в разы больше, чем создавать. Да и созиданием (только для себя) это назвать сложно. То же самое касается "управителей", сначала "воспитывающих" бездуховное стадо для облегчения управления им, а потом вдруг осознающими, что при любой внешней "искре" происходит детонация "новой нефти", которая может быть погашена только "силовыми средствами".
И нет возможности послать этой "толпе" хоть какой-нибудь важный объединяющий месседж: и не поймут, и посчитают за слабость. Поэтому одна ложь покрывает другую, причём - с обеих сторон. Подковерная возня "верхов" против единственно возможного публичного проявления недовольства "низов" переходит в завершающую стадию, за которой уже может не быть вообще никакого диалога.
Всегда шаг навстречу делает более Мудрый, но в нашей реальности - любой такой шаг почти обречён заранее, т.к. вера "им" утрачена, а значит Мудрость должна быть проявлена в более расширенном понимании: и как Форма (без усмешки над бессилием и без уже въевшейся маски тщеславия), и как Суть - с полным соблюдением озвученного, без тени на "выиграть время".
И кто первым в Мире применит такую Форму общения со своим Народом - тот и получит право и на Выживание, и на Возвышение...»