Социальный антрополог, специализирующийся на изучении слухов и фейков Александра Архипова вернулась к протестным событиям недельной давности и решила выяснить, правда ли, что на акциях оппозиции во Владивостоке протестующие прикрывались и прятались от правоохранителей за «цепью из детей», как об это написала в своем блоге уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.
Именно это ее высказывание было самым широким образом растиражировано в СМИ как пример «высшей подлости со стороны протестующих» и стала чуть не главным аргументом в бурной дискуссии последних дней о «школоте на митинге».
Свой резонансный пост Анна Кузнецова написала утром 23 января. Журналист "Эхо Москвы"Алексей Кузнецов заметил, что за сутки до этого, 22 января, "Российская газета" процитировала почти такое же высказывание Анны Кузнецовой о детях в качестве живого щита:
Действительно, 21 января Анна Кузнецова в своем фейсбучном посте описывает выстраивание детей живой цепью как типичный и ужасный modus operandi оппозиционеров, хотя, как мы понимаем, протесты еще даже не начались.
Таким образом, идея "оппозиционеры выстраивают детей живой цепью" уже существовало как типичное описание страшной действительности за два дня до протестов.
А было ли что-то такое во Владивостоке?
23 января в 14.01 (после поста Анны Кузнецовой, кстати) выходит статья в "Комсомольской правде", где приводится свидетельство Ольги Романовой, уполномоченного по правам ребёнка в Приморском крае:
«...Я видела все своими глазами. Как в первой фазе митинга его вели люди, способные отвечать за свои поступки в силу возраста и убеждений. И я видела своими глазами, как к моменту появления подразделений ОМОН они вывели перед собой в качестве «живого щита» детей. Подростков. Старшеклассников. Взрослые растворились в толпе, оставив детей впереди. Я видела своими глазами тех, кто, находясь за спинами детей, брал в руки дорожные конусы и швырял их в цепь ОМОНА, провоцируя бойцов на активные действия. Я слышала команды, которые отдавали детям, регулируя их перемещение по Светланской. Детьми управляли растворившиеся в толпе люди».
Очень подробное и страшное свидетельство, Однако в материале нет видео или фотографии взрослых, кидающихся конусами (нет их и в других местах), зато есть фотография стоящих поперек улицы людей.
Фотография, как видим, сопровождается комментарием: "Очевидцев смутило большое количество школьников в первых рядах". Честно говоря, тут не очень понятно, кто есть школьник. Слева молодые девушки. По заявлению одной из них, они студентки местного вуза (об этом здесь, на 3-й минуте). Школьниками могут быть (а могут и не быть) ребята справа.
Но обратим внимание, что после комментария про смущение очевидцев стоит источник (Фото: t.me/yaroshenkonline) - и это ТГ-канал «Владивостокская». Там действительно размещено которое видео, откуда сделана эта фото. Но подпись совсем другая:
В подписи говорится про страх от происходящего, а не про школьников в живой цепи. Кстати, когда снимающий поворачивается, там сбоку видно действительно молодых ребят, но они не живой цепью стоят, а снимают происходящее на смартфоны.
Другого видео- и фото-доказательства нет, особенно швыряния конусами из-за спин.
От «предзнания» к «фейку»
Итак, страшный образ «взрослые, которые прячутся за детей на митингах» уже существовал до митинга 23 января в постах Анны Кузнецовой. Это ее «предзнание» о типичном поведении оппозиционеров.
23 января Ольга Романова видит ту же картину, которую описала Кузнецова в своем «предзнании» во Владивостоке и добавляет новые подробности: взрослые вывели детей, потом растворились в толпе, и давали из-за спины команды.
Доказательство этому - одна фотография из городского ТГ-канала, на которой изображены молодые (и не очень люди), что не удивительно, если учесть, что на оппозиционные митинги сейчас выходят в основном молодые люди от 18 до 35 лет. Других видео- и фото-, доказывающих такой заговор, мы (пока) не видим.
Могла ли Ольга Романова, напуганная апокалиптической картиной «дети на митинге под влиянием кукловодов», «подстроить» свое «знание» под «предзнание» Анны Кузнецовой?
Могла. Причем как осознанно, так и не осознанно.
Отрезанные груди, отравленный царевич: как «предзнание» создает реальность
Вот как «предзнание» может создавать для нас реальность.
Кирилл Чистов, фольклорист и автор замечательной классической книги "Русские народные социально-утопические легенды" (1967 год) приводит в пример легенду об убийстве царевича Дмитрия Борисом Годуновым. Слух о том, что царевича убили, ходил в Московском царстве еще тогда, когда царевич был точно жив (с. 32-35). Легенда часто выстаивает реальность.
И иногда это происходит из-за ощущения опасности. Если ты очень хочешь убедить других в опасности, можно и сказать, что видел все как очевидец. Например, во время Первой мировой войны в британских газетах появился рассказ о чудовищных зверствах немцев в бельгийском госпитале: захватив госпиталь, немцы якобы обезглавили всех раненых, а шотландской медсестре Грейс Хьюм отрезали обе груди и оставили ее умирать от потери крови. Этот рассказ, записанный от умирающей Грейс ее младшей сестрой, шокировал британскую публику. Но она была шокирована еще сильнее, когда выяснилось, что Грейс Хьюм жива и здорова и вообще никуда не выезжала из Шотландии, а поддельное письмо было сфабриковано ее младшей 17-летней сестрой Кейт. Ее судили и приговорили к нескольким месяцам тюрьмы. Примечательные слова сказал ее врач, пытаясь смягчить приговор: «Она [Кейт Хьюм] прочитала так много историй о германских зверствах, что она на самом деле поверила в то, что ее сестра была убита» («Опасные советские вещи», с. 354).
Будьте критичны к информации, особенно в такие сложные дни.