Posted 28 января 2021, 15:08
Published 28 января 2021, 15:08
Modified 7 марта, 14:05
Updated 7 марта, 14:05
Геннадий Прохорычев, Уполномоченный по правам ребёнка во Владимирской области
Во Владимире, как и по всей стране, 23 января прошли протестные акции в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. По предварительным данным количество участников составляло около полторы тысячи человек. 90 % — это молодые люди от 17 до 35 лет. Количество школьников, по моим наблюдениям, было не больше 3 - 5%, и, как правило, это дети, которые пришли поглазеть или, проходя мимо, заинтересовались происходящим. Присутствовало достаточно большое количество студентов Владимирских колледжей.
Итак, инспекторами по делам несовершеннолетних по городу Владимиру (ПДН) для установления личности в опорные пункты полиции было доставлено 16 подростков, из которых 11 студенты колледжей. Без составления протоколов все в последующем были переданы родителям. Это говорит о том, что данные подростки не являлись участниками оппозиционной протестной акции. Инспекторы ПДН по отношению к несовершеннолетним вели себя вежливо и корректно.
По предварительным данным Уполномоченных по правам ребёнка в субъектах РФ, где проходили акции протеста, также небольшое количество задержанных несовершеннолетних. По всей России около 300 человек. Составленных протоколов об участии – незначительно. Небольшое количество составленных протоколов об участии в акции не позволяет нам утверждать, что наши дети представляли ведущую боевую единицу в руках «бездушных взрослых» и пушечное мясо протестной субботы.
Всех детей, которые присутствовали на протестных акциях, можно поделить на три категории:
1. Зеваки. Проходили мимо, стало интересно - до 20%.
2. Тусовщики. Всегда бывают на подобных мероприятиях. Жажда адреналина, острых ощущений. Не интересуются и не понимают происходящего - до 70%.
3. Убежденные. Самая малочисленная группа. Интересуются политикой. Знают, зачем идут. Понимают последствия и риски. Хорошо знают законодательство - до 10%.
Когда началась «истерика» на федеральных каналах о массированной атаке на наших детей с приглашением их на митинги 23 января, мы в спокойном режиме провели свой мониторинг социальных сетей и СМИ. Наши дети находятся, как мы понимаем, в основном в Tik-tok, VK и Instagram. Было просмотрено сотни видеосюжетов в Tik-tok и информационных постов в VK и Instagram. Да, много мемов, стёба и информации о предстоящей акции. Но прямых призывов приходить на митинги школьникам не было.
Конечно же, можно сказать, что косвенно большая аудитория в Tik-toke подростки, поэтому эта информация предназначалась им. И с этим, наверное, можно согласиться. Но, на этой поляне (социальные сети) работают разные политические силы, провоцируя друг друга, и это необходимо учитывать. Возможно, приглашения посетить митинг передавались в закрытых пабликах и группах, но это опять предположения, схожие с созданием конспирологических теорий о тайных сообществах. Должны быть железобетонные доказательства и найдены исполнители. Возможно, и были примеры приглашения детей на митинг, но они, скорее, носили несистемный и неорганизованный характер.
Информация о предстоящих протестных акциях была повсюду в социальных сетях, но и в неменьшей степени, а может быть и в большей, исходила от федеральных СМИ, заявлений государственных органов власти, руководителей фракций ГД РФ, общественных деятелей.
О реальной массированной и системной рекламной кампании по приглашению школьников на протестные акции со стороны оппозиции, которые прошли по всей России 23 января 2021 года, всё же говорить не приходится. Возможно, были отдельные случаи, с которыми объективно должны разбираться правоохранительные органы.
Всё началось с прилёта Навального в Россию и его задержания, затем выездного суда и ареста на 30 суток. В лучших традициях советского периода тема стала топовой и горячей на первом заседании весенней сессии нижней палаты парламента, где клеймили позором «никому неизвестного и ненужного блогера». Мероприятие было очень похоже на заседание старцев Политбюро, отчитывающих своего коллегу по партии, который пошёл неправильным путём и потерял курс. Все эти действия привели к молниеносному обратному эффекту, о котором знают все студенты, изучающие основы и законы рекламы. Название ему – «ФЕНОМЕН БАРБАРЫ СТРЕЙЗАНД», при котором происходит резкий всплеск интереса к какой-то информации после того, как ее решили изъять из публичного доступа, запретить или опровергнуть (https://ru.wikipedia.org/).
Возможно, чтобы изменить ситуацию, и была предпринята попытка выправить ее за счет детского вопроса (предположение). Для нас, взрослых (для многих, но не всех, конечно) дети – это самое важное, что у нас есть. Федеральные СМИ стали истерично наращивать обороты и подавать информацию о якобы привлечении несовершеннолетних в протестные акции 23 января и выставления их в качестве пушечного мяса впереди протестующих, ссылаясь на популярные у подростков социальные сети и обращения родительского сообщества. Затем ситуация ещё более усугубилась с распространением листовок, где была указана дата протеста и прописаны рекомендации родителям, как совместно обеспечить досуг ребёнка в этот день. Всё это спустилось в родительские чаты образовательных организаций по всей России (в некоторых случаях даже пришло родителям дошколят), обеспечив тем самым многомиллионное тиражирование информации о предстоящих протестных акциях.
Что это было - глупость или хорошо подготовленная, эшелонированная «спецоперация» по узнаваемости протестного политика при помощи государственных СМИ, федеральных органов, политических и общественных деятелей, судить Вам, но одно могу сказать с уверенностью, результат ошеломляющий.
Дети находятся в гуще политической жизни общества. Делать вид, что это не так, сродни утверждению, что земля плоская. Любая политическая сила, в независимости от своих целей, желает воспользоваться неокрепшим сознанием, предлагая свою парадигму развития, тем самым в последующем увеличивая количество своих сторонников.
Всё просто. Мы учим наших детей не врать, не воровать, помогать ближнему, быть терпимым к чужому мнению, любить свою Родину и т.д. Всё это должны вспомнить мы сами – взрослые. Иначе потом нечего пенять, что молодёжь у нас какая-то не такая. Дети – лакмусовая бумажка. Всё, что происходит в мире взрослых плохого и хорошего, автоматически перетекает в мир детства. Подростковый возраст – период протестности, максимализма и желания быть сопричастным к чему-то нужному и важному. Надо понимать этот возраст, но самое главное, уметь с ним работать. Важно научить ребят работать в формате цивилизованного диалога, выражая своё мнение, уважать другую точку зрения и мнение других. Без адекватной молодёжной политики, БЕЗ ПОЛИТИКИ, в соответствии с современными реалиями и запросами, учитывая и просчитывая все риски взросления, невозможно поменять возможные негативные тенденции в молодёжной среде.
К сожалению, такие форматы как Российское Движение Школьников, Юнармия, Территория Смыслов не в полной мере оправдали возложенные на них ожидания, потому что они заточены на мотивируемых молодых людей. А кто будет работать с неформальными, неудобными, имеющими свою позицию не стыкующею с официальной. Необходимо искать иные форматы и смыслы, охватывающие как можно больше подростков и молодежи, имеющих разные интересы и взгляды.
ЭПИЛОГ
Я очень хочу, чтобы наши дети жили в стране, где нет бедных и обездоленных. Где достойная заработная плата и пенсии. Где нет коррупции, лжи и подлости. Где старики и дети находятся под защитой государства. Где люди профессии учитель, врач, деятель культуры уважаемы и являются высочайшим достоянием нации. Где приоритетом являются не накопление и усовершенствование вооружения, а доступная, качественная и бесплатная медицина. Где родители не собирают на центральных федеральных каналах деньги на операции, лекарства и реабилитацию своему больному ребёнку. Где созданы все условия для гармоничного развития детей в т.ч. с ограниченными возможностями. Где детский отдых доступный и комфортный в соответствии с реалиями 21 века. Где ШКОЛЫ-ДВОРЦЫ, а питание для всех детей бесплатно. Где уважают мнение детей и молодёжи. Где, Образование, Культура, Здравоохранение, являются приоритетом государственной политики, не на словах, а на деле. Где Конституция «имеет высшую юридическую силу … и применяется на всей территории Российской Федерации».