Андрей Злобин, математик, аналитик
Новогодние новости прозвучали, выборы в США состоялись, в отношении России наметились новые санкции и самое время подумать о ближайшем будущем рубля. Несмотря на мировую пандемию коронавируса, дела с крупнейшей американской экономикой обстоят не так уж плохо. Достаточно взглянуть на индекс Доу-Джонса и становится ясно — меньше чем за год он не только отыграл падение в начале 2020-го, но и успел прилично подрасти. Поскольку индекс охватывает десятки крупнейших компаний США, то беспокоиться за благополучие Америки пока, видимо, не стоит.
Увы, опыт последних десятилетий показывает, что плюсы для Америки каким-то непостижимым образом компенсируются минусами для России. Пока в США затягивались выборы, доллар заметно дешевел. Но стоило Джо Байдену стать президентом, как интерес к американской валюте стал восстанавливаться. Замедлился рост цен на нефть, и пандемия вряд ли будет способствовать дальнейшему восходящему тренду «черного золота». Для России такое стечение обстоятельств благоприятным не назовешь.
На валютном рынке намечается разворот. Не исключено, что в ближайшее время боковое движение закончится, быки окончательно сменят медведей, и рост курса доллара возобновится. При наличии устойчивого тренда, к марту можно ожидать 80—82 рубля за доллар США. Фактически, это повторение прошлогодней картины, когда мартовский доллар в рублях стоил столько же. Но для держателей российской валюты возможен и пессимистический сценарий. Год с коронавирусом не прошел для экономики бесследно — россияне ощутили заметное падение уровня жизни. При этом генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил о реальной угрозе мутаций вируса в более заразные и смертоносные варианты, которые могут быть устойчивы к существующим вакцинам. В самом худшем случае суммирование неблагоприятных факторов подтолкнет курс «американца» к более высоким значениям, возможно до 90 и даже до 100 рублей за доллар. Тогда вся надежда будет на российскую «копилку», с помощью которой государство может смягчить жесткий удар по рублю.
По-прежнему вызывает недоумение отсутствие серьезных математических публикаций по моделированию пандемии COVID-19. Это очень сложная и дорогая математика, которая могла бы внести определенность в прогнозирование заболеваемости, и, соответственно, в экономические прогнозы. Похоже, человечество решило идти по линии наименьшего сопротивления, сосредоточив все усилия на выпуске вакцин и массовой вакцинации. К работам по глубокому теоретическому изучению пандемии демонстрируется явное пренебрежение. В конечном итоге это может обойтись очень дорого. И «Северный поток-2», и «Сила Сибири», и важный для всех договор СНВ-3 неявно все равно связаны с тем, в каком направлении мир будет двигаться по прихоти крошечного, ничтожно малого и капризного вируса. Пытаясь предсказывать будущее мировых экономик, промышленности, бизнеса, различные экономические показатели, включая курс валют, не следует забывать — математическое прогнозирование коронавирусной пандемии сегодня находится на самом примитивном уровне. И, несмотря на проблески оптимизма, связанные с массовой вакцинацией, будущее в действительности туманно.