В середине января стало известно, что общественники Башкирии написали обращение на имя генпрокурора России Игоря Краснова с просьбой провести проверку. Они заявили, что картины Савельевой вызвали «этнический и религиозный скандал» и оскорбили башкир. Также общественники посчитали, что часть рисунков является «предметом распространения пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений».
«Кто-то писал, чтобы мои родственники умерли, что они отрежут голову моей матери, что они сломают мне руки, что они унизят меня. А кто-то, ну вот видно, понял и посмотрел на эти рисунки не просто беглым взглядом, а увидел, что там нет никакого вообще подвоха», — приводит Life слова Савельевой.
Так что же не понравилось противникам творчества Савельевой, и кто решил выступить в ее поддержку?
Одним из первых по поводу картин уфимки высказался активист организации «Башкорт» (запрещена на территории РФ) Руслан Габбасов. По его мнению, работы Савельевой имели «какой-то сексуально-извращенный вид». «Сперва, когда я увидел ее первую картину, где мужчины в галстуках и башкирских национальных костюмах смотрят на девушку в башкирском костюме, танцующую стриптиз, мне объяснили, что это такой стеб на наших башкирских чиновников. Но когда я увидел остальные ее картины, то я понял, что тут не стеб, тут откровенное издевательство над башкирами, ну или над башкирской культурой», — отметил он.
С критикой в адрес Савельевой выступил и российский теле- и радиоведущий Сергей Стиллавин: «Если ты ржешь над собственной культурой, то утрачиваешь ее как опору — ты становишься человеком без нации и традиции, болтаешься в глобальной проруби вместе с другими такими же кусками». Он также назвал уфимскую художницу «распоясавшимся деятелем „искусства“».
К слову, не понравились работы Савельевой и главе Башкирии Радию Хабирову. «К вопросу о художествах одной дамы, которая начала рисовать картины, где довольно оскорбительно рисовала элементы национальных уборов и костюмов, в частности башкирского. Вот так по-скотски рисовать — мне не нравится очень», — заявил он на одном из оперативных совещаний, добавив, что национальные отношения — «самая тонкая грань».
При этом спустя несколько дней Хабиров призвал прекратить травлю художницы и выразил готовность обратиться в МВД, если общественность не остановится. «Если за видение мира таким образом мы начнем глаза выкалывать и пальцы отрубать, не туда мы пойдем», — подчеркнул глава Башкирии.
Осудили деятельность Савельевой и на круглом столе под названием «Духовная культура современного общества. Проблемы и противоречия развития», пишет Mkset. Например, замдиректора музея им. Нестерова Светлана Игнатенко назвала Савельеву «несчастной женщиной», человеком «духовно неразвитым, необразованным» и обвинила ее в том, что она «подняла руку на то, что является сакральным». Кроме того, работы уфимки даже сравнили с французским сатирическим журналом Charlie Hebdo, опубликовавшим карикатуру на пророка Мухаммеда.
Но были и те, кто поддержал художницу. Так, например, председатель башкирского совета по правам человека Владимир Барабаш призвал отнестись к ее картинам «с юмором, с иронией». Он также выразил готовность сопровождать ситуацию с угрозами в адрес Савельевой.
Блогер и телеведущая Ульяна Тригубчак в поддержку Савельевой опубликовала в соцсети свои откровенные фото в башкирском национальном костюме. По ее мнению, картины художницы «красивые и возбуждающие». «На самом деле происходит что-то страшное, и если мы не будем обращать на это внимание, то превратимся в Сирию, Палестину, Ирак. Экстремизм не имеет национальности и религии, его цель — создать раскол в обществе. Я этого не хочу», — высказала свою точку зрения Тригубчак.
При этом резонанс в обществе сподвиг Савельеву не останавливаться и продолжить серию работ — после того, как скандал утихнет. В разговоре с Mkset художница пояснила, что изначально задумывала написать картины для тех, кто живет за пределами Башкирии: она часто сталкивалась со стереотипами о том, что в республике «казни повсюду» и люди «в юртах живут» — как в Средние века. Однако бурная реакция на ее работы вскрыла «крупную проблему», считает Савельева.
Художник и теоретик искусства Анатолий Осмоловский напомнил, что подобное происходит в обществе не в первый раз. При этом он отметил, что «искусство не имеет никакого отношения к законам морали». «Оно [искусство] от морали открепилось еще в XVII веке. Художник выбирает сам. Если искусство не связано с человеческим телом — не перформанс, например, — это работа с образами, какие тут могут быть запреты? Никаких!», — полагает Осмоловский.
Историк и художник Георгий Литичевский уверен, что тот, кто хочет почувствовать себя оскорбленным, всегда найдет для этого повод. «Если художники будут думать обо всех желающих оскорбиться, им придется связать себе руки», — считает он. По словам художника, выход из ситуации прост — недовольным зрителям стоит отказаться от просмотра картин, которые являются «объектом ненависти».
«Да, есть запреты в разных культурах на изображение чего-то или кого-то, но эти запреты условны и рассчитаны на определенную группу людей. Если мы будем все их держать в голове, то окажется, что ничего нельзя изображать, кроме орнаментов», — заключил Литичевский.
«История, которая произошла вокруг рисунков Алены Савельевой была, как мне кажется, вполне ожидаемой, но лично непонятной для меня. Какой бы не была избитой фраза про красоту в глазах смотрящего, она действительно лучше всего характеризует происходящее. Кто-то посчитал рисунки оскорбительными, кто-то напротив привлекательными. И могу сказать позиция агрессии, непринятия, запретов мне не близка. И тем не менее я считаю, что сам факт начавшейся дискуссии, не утихающей до сих пор, это хороший знак. Общество учится реагировать на подобное, а значит хочет меняться в лучшую сторону», — высказал свое мнение в беседе с «Новыми Известиями» главный редактор Mkset Тимур Алмаев.