Аналитики телеграм-канала MMI, посвященного макроэкономическим вопросам, уделили внимание в своей публикации субботним протестам:
«Некоторые читатели обвиняют нас в том, что MMI из экономического канала начинает скатываться в политический. Нет, это не так. Основной вопрос, на который мы всегда искали ответ, – что происходит в мировой и российской экономике, чего ждать дальше, и как это повлияет на финансовые рынки. В этом направлении мы и продолжаем думать, делясь с Вами своими мыслями. Но нам, действительно, кажется, что рост протестной активности может стать важным фактором, оказывающим влияние и на экономику, и на рынки. Нельзя исключать, что это вообще будет следующим черным лебедем. Поэтому мы продолжим внимательно отслеживать эту тему. А сейчас несколько соображений по поводу прошедших событий.
В пятницу мы проводили опрос на тему влияния предстоящих протестов на финансовые рынки. Самым популярным ответом наших читателей (35%) было мнение о том, что протесты будут носить скромный характер. Учитывая, что 40% наших читателей живут в Москве и области, можно сказать, что они в целом оказались правы. Мы не будем сейчас дискутировать о цифрах (возможно, мы ошибаемся), но у нас сложилось впечатление, что масштаб протеста в Москве был меньше, чем в августе 2019 года. Но про Россию в целом этого сказать нельзя. Во многих городах протестная активность в эту субботу была на историческом максимуме.
Для экономистов это очень любопытная деталь. Почему регионы недовольны больше, чем Москва, хотя всегда было наоборот?
Из событий минувшей субботы мы делаем главный вывод: протестные настроения выходят на максимум за пределами Москвы, и для этого есть серьёзные экономические основания.
Как всё это повлияет на экономику? А вот тут зависит от реакции властей. В демократических странах естественным ответом стало бы перераспределение общественного пирога от центра к регионам (в демократических странах такую концентрацию ресурсов в центре вообще сложно представить). В авторитарных режимах реакции могут самыми неожиданными и неадекватными. Но всё-таки, с учетом приближающихся выборов в Госдуму, которым власть уделяет очень большое внимание, логично предположить дополнительные меры бюджетной поддержки, направленные именно в сторону регионов. И это может стать дополнительным фактором роста российской экономики в этом году, который мы, по-прежнему, ожидаем на уровне выше 3%. Кстати, раз уж заговорили об экономике, то короткий взгляд на текущую картинку:
Как рост протестных настроений в стране повлияет на рынки? Пока никак. По нашим оценкам, условная «санкционная премия», куда можно свалить и риски, связанные с внутриполитическими факторами, остается очень высокой. Ей просто некуда дальше расти.
Поэтому в отношении рубля мы продолжаем рекомендовать традиционную сезонную модель инвестора: в 1-м квартале продаем доллар на любых скачках вверх; переворачиваемся начиная с марта-апреля, и весь остальной год играем по доллару вверх.
В отношении ОФЗ текущие уровни доходности мы также считаем уже заметно отклонившимися от равновесия. Приближение длинного конца кривой к 7% – это уже перебор.
Ну а что касается акций, они продолжают жить своей жизнью. Здесь, действительно, пузырь, которого мы не видели со времен бума доткомов в конце прошлого века. Сдуваться он начнет, по-видимому, после первых сигналов о сворачивании QE. Когда его ждать? Это зависит от того, в каком объёме будет принят план Байдена. Если $1.9 трлн, как и заявлено, то ФРС необходимо будет принимать меры уже летом-осенью, ибо при таком стимуле экономика США может очень быстро оказаться в состоянии перегрева. По сути, именно в избыточных стимулах со стороны американской администрации, мы видим сейчас основные макроэкономические риски для рынков.