Наиболее проблемная ситуация с состоянием региональной казны сложилась в Кемеровской, Тюменской областях и Удмуртии. В целом по итогам года с проблемой дефицита бюджета столкнулись 58 из 85 российских регионов.
«Совокупный дефицит бюджетов российских регионов по итогам пандемийного 2020 года достиг 762,2 млрд руб., что составляет 5% от совокупного объема их бюджетных доходов», — сообщает РБК со ссылкой на доклад Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ на 1 января 2021 года.
Самый высокий дефицит бюджета, с учетом всех трансфертов, накопили Кемеровская и Тюменская области (-21% и -20% соответственно). Удмуртии для покрытия расходов не хватает 16%, Ямало-Ненецкому АО — 14%, Республике Башкортостан и Архангельской области — по 14%. Среди наиболее пострадавших регионов оказались субъекты с большой долей ТЭКа и автомобилестроения в общей структуре экономики. Эксперты полгагают, что главной причиной проблем с наполнением региональных бюджетов стал пандемический кризис и падение цен на нефть. На фоне распространения инфекции, локдаунов и деградации экономики снизились поступления в казну от налогов на прибыль, имущество и доходы физических лиц. При этом расходные обязательства бюджетов выросли из-за необходимости экстренных трат на борьбу с COVID-19. И эти расходы регионов в 2020 году росли намного стремительнее, чем доходы. О формировании серьезного дефицита казны 40% регионов стало известно уже в октябре. Впервые за многие годы дефицитным стал бюджет Москвы.
Федеральный бюджет в 2020 году оказывал серьезную помощь регионам: общий объем трансфертов из федерального бюджета достиг 3,698 трлн рублей. Рост составил 56%. Дополнительные средства пошли на открытие ковид-госпиталей, закупку лекарств, дополнительные выплаты врачам и пособия безработным. Чтобы справиться с возросшей нагрузкой, регионам пришлось экстренно секвестировать траты и наращивать госдолг. Эксперты полагают, что к 2021 году основная часть резервов на счетах регионов будет израсходована. Существенно сократить расходы субъекты не смогут, поскольку 2021 год — электоральный. В случае серьезного секвестра социальных трат политические последствия могут оказаться плачевными для властей.