Для начала, по словам психолога, необходимо найти причину, по которой ребенок употребляет нецензурную лексику. «Просто так интерес к матерным словам не возникает. Либо он идет от окружающей среды, либо от внутреннего напряжения. Надо всегда работать с причиной появления таких слов. Здесь важно не запрещать, а исследовать источник негативного вербального послания и объяснять его», — говорит Лейкина.
После установления причины использования нецензурной лексики необходимо объяснить ребенку, почему нельзя ругаться матом. Просто запретить так делать — не получится. «Надо рассказать историю матерных слов, надо объяснять, на что они направлены, почему они оскорбляют и почему их употребление говорит об агрессии человека к окружающим. Важно, чтобы ребенок начал понимать, почему эти слова нельзя употреблять, а не просто знал, что за их употребление накажут», — отмечает эксперт.
Кроме того, можно сравнить употребление в разговоре мата с ударом по невинному человеку. «Желательно на языке ребенка найти те ценности, которые для него значимы. Например, никто не любит, когда кого-то бьют. Можно привести пример, что употребление мата — это удар по невинному человеку, что это война на уровне слов», — добавила Лейкина.