Posted 19 января 2021, 09:27
Published 19 января 2021, 09:27
Modified 7 марта, 14:18
Updated 7 марта, 14:18
Иван Петровский
Для начала - немного истории.
Анопинский стекольный завод, входящий в ООО «РАСКО» (его учредители – депутат Владимирской областной Думы Виталий Миронов и Дмитрий Дубинов) совсем недавно был одним из самых успешных предприятий во Владимирской области.
Со середине "нулевых" годов производство стеклянной тары был очень доходным бизнесом в России. Каждый год открывалось по два новых предприятия, что в итоге привело к перепроизводству продукции. Уже в 2010 году на всех классических старых предприятиях, не успевших перестроиться, стал падать сбыт, стекольщики стали демпинговать. Первая волна банкротств предприятий стекольной промышленности прокатилась в 2010-2011 годах. Она сошла к 2017 году. Выжили только эффективные предприятия, у которых была низкая кредиторская задолженность и гибкая маркетинговая политика.
Однако Анопинский завод оказался в числе аутсайдеров. Общество задолжало кредиторам около 1,5 млрд рублей. Крупнейший кредитор – «ББР банк». Помимо банка, у «РАСКО» насчитывалось еще около 80 кредиторов, включая налоговые органы. Кредиты в банке «РАСКО» получало под залог имущества. Частично заложен был и стекольный завод в Анопино. Совсем не случайно, что в ООО «РАСКО» ввели внешнее управление.
Аудиторы отмечали, что не все долги завода образовались в результате "объективных" трудностей. Налицо были и огрехи собственников, имевших отношения с фирмами-однодневками, через которые утекала прибыль предприятия.
По условиям договора, при возникновении непрерывной просроченной задолженности по погашению процентов или основного долга сроком более 30 дней права собственников «РАСКО» переходят к банку.
Так и случилось: 14 ноября 2018 года на имя Дмитрия Дубинова (на тот момент он был генеральным директором ООО «РАСКО») «ББР банк» направил уведомление о досрочном прекращении его полномочий как генерального директора и назначении на должность генерального директора «РАСКО» Андрея Евстигнеева. Однако собственники с этим решением не согласились и спустя год, в декабре 2019 года, компаньоны Дмитрий Дубинов и Виталий Миронов провели свое собрание учредителей и назначили генеральным директором Виталия Миронова.
3 декабря 2019 года Миронов с заверенным нотариусом протоколом собрания прибыл в Анопино и «попросил» Андрея Евстигнеева освободить кресло. Кроме того, Миронов известил, что разрывает договор аренды с ООО «ЭКСПО ГЛАСС». Но с ходу сменить генерального директора «РАСКО» не удалось: гендиректор и арендатор остались на своих местах. Виталий Миронов созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что попираются его права собственника.
Правда, Миронов "забыл" сказать журналистам, что учредители не имели права менять руководителя «РАСКО», поскольку осуществление прав собственника перешло к банку. Главный кредитор предприятия «ББР-банк» продал долги компании «РАСКО» фирме «ЭКСПО ГЛАСС», оказавшейся, таким образом, владельцем 58 процентов долгов завода.
Налицо - конфликт бывших собственников с новыми владельцами предприятия. Но логично спросить: а почему вдруг "бывшие" решили вернуться на прежнее место управленцев?
В этом контексте стоит рассмотреть роль арендатора - ООО «ЭКСПО ГЛАСС», которое фактически спасло предприятие от краха.
«К ноябрю 2018 года сложилась такая ситуация, что мы были готовы остановить предприятие. - рассказывал изданию "Владимирские ведомости" заместитель генерального директора ООО «ЭКСПО ГЛАСС» по развитию Роман Панкратов. - Народ уже бунтовал в открытую, отказывался выходить на рабочие места, потому что элементарно дома нечего было есть. Предприятие градообразующее, а зарплата не выплачивалась. Нам отказали в поставках сырьевых материалов. Мы выпрашивали сырье, в том числе и у коллег в Курлове. Энергетики нам уже отказали в поставках энергоресурсов, газовщики предупредили о предстоящем отключении, нам уже предлагали сливать стекломассу из печи. А электроэнергию на печь уже не подавали – она работала только на газе, хотя должна была работать также и на электроподогреве.
Печь мы фактически использовали процентов на тридцать. Формовочные машины периодически стояли, поскольку печь нечем было топить, да и нечего было туда сыпать. Работали на «стеклобое» в замкнутом цикле: печь сливалась и мы снова туда засыпали бой стекла. Производство было практически остановлено. И при этом никто из собственников на завод тогда не приезжал».
Договор аренды подразумевал и крупные инвестиции. Так, например, «ЭКСПО ГЛАСС» погасило долг за газ в размере 54 миллионов рублей и около 24 миллионов рублей — за электроэнергию, закрыло долги по заработной плате — 40 миллионов рублей. Еще 10 миллионов рублей пошло на выкуп технологического оборудования, которое не было в залоге. А общий размер инвестиций на сегодняшний день превысил 800 миллионов рублей.
Кроме инфраструктуры завода, компания вкладывается в развитие поселковой среды. «ЭКСПО ГЛАСС» построил и передал поселку Анопино детскую площадку, новую котельную за 21 миллион рублей, отремонтировал теплосети за 13 миллионов рублей, сейчас разрабатывает проект городского парка...
Сегодня Генеральный директор компании «ЭКСПО ГЛАСС» Александр Смирнов в интервью "НИ" говорит о кризисной ситуации в связи с действиями бывшего собственника.
- Виталий Миронов, угрожая расторгнуть договор аренды с "ЭКСПО ГЛАСС", может фактически блокировать работу предприятия, в результате чего без работы окажутся сотни жителей поселка, а местный бюджет без налоговых поступлений. - рассказывает Смирнов. - Миронов ссылается на абсурдные претензии к нам, ссылаясь на то, что мы не арендовали асфальтовое покрытие вокруг завода! Это все равно что выселять жильцов из квартиры, за то, что они не арендовали ламинат, по которому ходят»
Ранее о незаконности действий Виталия Миронова говорил генеральный директор ООО «РАСКО» Андрей Евстигнеев. В справке, выданной ему дежурной частью отдела МВД «Гусь-Хрустальный», отмечается, что он поставил правоохранительные органы в известность, что «Миронов В.Н. предоставил документы, содержащие заведомо ложные данные». Заявление Евстигнеева зарегистрировано 4 декабря 2019 года под номером 19631.
«Еще в 2012 году Анопинский стекольный завод, находившийся под руководством Виталия Миронова, оказался на грани банкротства. Тогда его спас Сбербанк, потерявший на той сделке по перекредитованию около 1 миллиарда рублей», — говорит Александр Смирнов.
«В 2018 году долги компании Виталия Миронова ООО “Раско” оценивались уже в 1,8 миллиарда рублей, и спасительной соломинкой для стекольного завода стало ООО “ЭКСПО ГЛАСС”», — подчеркнул топ–менеджер.
По его словам, ситуация осложняется тем, что местные силовики не только не помогают, но и ставят палки в колеса. А именно: возбуждают и закрывают уголовные дела касающегося аренды завода в отношении “неустановленных лиц” с разницей в несколько дней, проводят обыски на предприятии.
«Вызывает удивление, почему в отношении самого Виталия Миронова не возбуждаются уголовные дела? Именно он навешал на предприятие долги, а теперь пытается уйти от ответственности через банкротство, поставив целый поселок на грань вымирания», — говорит Смирнов. «Но полиция и прокуратура продолжают поддерживать позицию Миронова, что его обворовали. Тут вспоминается фраза из фильма “Операция Ы”: “все уже украдено до нас. Как можно обворовать предприятие, которое стоит меньше чем оно должно?», — удивляется Александр Смирнов.
По его словам, обращения в федеральные органы правопорядка возвращаются на местный уровень, остаются без ответа и письма на имя губернатора Владимирской области Владимира Сипягина. «Может правоохранительные органы просто введены в заблуждение и не до конца понимают, что происходит на самом деле, а нам только остается надеяться на скорейшие разрешения сложившейся ситуации», — заключает директор.
На заводе говорят, что настойчивость бывших собственников связана с тем, что "на горизонте желающих завладеть успешным производством появился владелец группы компаний, так же производящих стекло".
- Очевидно, что это - рейдерская атака с привлечением силовиков, "кавказцев", купленных "экспертов" и организацией заказных кампаний в СМИ. - уверен Александр Смирнов.
В свою очередь юристы отмечают, что правоохранительные органы, столь часто бывающие на заводе, не желают замечать того, что Миронов довел предприятие до банкротства, затем заключил договор аренды, списал практически все долги, и не захотел этот договор исполнять. Не исключено, что эти действия попадают под статью "Мошенничество" УК РФ.
Наконец, в этой истории вызывает недоумение позиция губернатора Владимирской области Владимира Сипягина. Неужели лоббисткие старания "трехкратного" депутата облдумы Миронова перевешивают очевидные выгоды для региона, которые демонстрирует “ЭКСПО ГЛАСС”? Ведь это и сохранение рабочих мест в моно-поселке, и налоги в местный бюджет, которые выросли за последнее время в пять раз...
По словам Смирнова, обращения на имя губернатора отправлялись не один раз, и всегда оставались без ответа.
“ Если надо мы, конечно, и до Президента дойдем, но верим что можно до этого не доводить. Надеюсь, нас все таки услышат в родной области”- заключает Смирнов.