По словам Рогозина, в рамках действующих проектов по диверсификации ОПК большинство предприятий не создают новых производств. Большей частью они просто «дозагружают» действующие мощности выпуском гражданской продукции, которая похожа на военную.
«Однако возможности такой диверсификации крайне ограничены. Как правило, многие предприятия руководствуются принципом: „Можем сделать, поэтому сделаем, а потом попробуем продать“», — цитирует РИА Новости слова Рогозина.
По его словам, в результате такой «диверсификации» ресурсы бывают потрачены на производство продукции, которая никому не нужна.
Некоторые виды гражданской продукции российские оборонзаводы реализуют государству на правах единственного поставщика. Но в таких условиях сбыт обычно невелик. Как результат — гражданские товары не исправляют экономических трудностей, существующих на предприятиях оборонной сферы. Несмотря на попытки диверсифицировать производство, они не могут выбраться из финансовой ямы.
О планах по сокращению гособоронзаказа в 2018 году объявил президент РФ Владимир Путин. Он предупредил, что уменьшение объемов заказа начнется с 2020 года. В новых условиях предприятиям ОПК придется переквалифицироваться на выпуск гражданской продукции, постепенно увеличивая ее долю в общих объемах производства. По планам правительства РФ, к 2025 году объем продукции гражданского назначения, выпускаемой на оборонных заводах, должен увеличиться с 17 до 30%, а к 2030 — до 50% от общего объема производства.