Внезапно оказалось, и об этом рассказал сам Дмитрий Рогозин, что «Енисей» – недостаточно современный для лунной программы. Это открытие было совершено спустя три года после публикации указа президента о разработке сверхтяжа и начала эскизного проектирования. При этом устаревшая конструкция была заложена в проект ещё до выхода официального указа о её создании. 13 ноября 2017 года гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов заявлял, что основой для Енисея станет ракета-носитель среднего класса «Союз-5», для которой «Энергомаш» разрабатывает новую версию двигателя РД-171МВ. Неужели Дмитрию Рогозину, который тогда был председателем набсовета Роскосмоса, никто не рассказал, что «Союз-5» представляет собой модификацию украинского Зенита, в основе которого лежит ускоритель от «Энергии», которая полетела в первый раз ещё в 1987 году?
Все эти годы устаревшая конструкция никого не останавливала. Более того, в 2018 году Владимир Путин подписал указ о создании на космодроме Восточный комплекса под пуски Енисея, в начале 2018 года Роскосмос подписал акт приёмки работ по разработке специализированного ПО для моделирования испытаний двигателей сверхтяжёлой ракеты, в марте 2018 года за 1,6 млрд рублей Роскосмос заказал эскизный проект ракетного комплекса сверхтяжёлого класса, в апреле того же года был одобрен эскизный проект комплекса ракеты-носителя, в конце 2018 года было сформировано Роскосмосом конструкторское бюро по разработке сверхтяжа, в начале 2019 года Дмитрий Рогозин доложил Путину, что госкорпорация практически определилась с техническим обликом «Енисея», в декабре 2020 года Роскосмос заключил контракт на разработку технического проекта ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Енисей» к середине ноября 2021 года за 1,47 млрд рублей. Конечно же на основе все того же «Союза-5». Теперь все эти контракты и разработки (если они были на самом деле) с подачи Дмитрия Рогозина уходят под стол.
Взлетим ли на «Ангаре», как советует РАН? «Ангара» изначально задумывалась как модульная ракета с широчайшими возможностями. И именно эта модульность должна была обеспечить массовость выпуска компонентов и их дешевизну. В линейке была и сверхтяжёлая «Ангара А7», но даже она могла вывести на орбиту лишь 50 тонн груза (Енисей рассчитывался на 100 тонн). После закрытия проекта «Ангары А7», осталась только «Ангара А5», которая может поднять только 24,5 тонны на низкую околоземную орбиты. В 4 раза меньше Енисея.
Поэтому академики из Совета предложили двухпусковую схему – то есть вместо одного «Енисея» одна за другой полетят две «Ангары». Каждая из них стоит по 7 млрд рублей, что в 3 раза дороже «Протона», на смену которого она пришла, и сравнимо с «Falcon Heavy», способным за раз поднять почти 64 тонны. Таким образом предложенная РАН схема выходит очень дорогой и сложной. И обратите внимание: проект «Енисея» не отменяют, а только откладывают.
Одним из вариантов дальнейшего развития «Енисея» может стать постройка сверхтяжа на основе перспективной ракеты «Амур-СПГ», которая в свою очередь представляет развитие «Союза-6», который должен был использоваться в качестве второй ступени «Енисея»… Тяжело следить за ходом событий? А теперь представьте, каково Рогозину и его сотрудникам, ведь под каждый проект приходится разрабатывать обоснование и выбивать деньги.
Итог всего этого космического ребуса следующий. Разработка настоящего сверхтяжа откладывается на неопределённый срок, который и так ранее переносили с 2028 на 2035 год. Зато финансы исправно перетекают из кармана в карман: метановый двигатель для «Амура» разрабатывают за 765 млн рублей, а общая стоимость разработки оценивается в 70 млрд рублей. И это только первый этап. Вновь первый...