Елена Иванова, Наталья Сейбиль
2020 год запомнится не только тем, что в результате пандемии остановилось все мировое хозяйство, перестали летать самолеты, встали производства и люди сидели по домам, но и тем, что мировые цены на нефть ушли в отрицательные значения из-за выхода России из сделки с ОПЕК. К июню ситуация стабилизировалась. На оптовом внутреннем рынке топлива в ноябре цены снижались, но уже в декабре 95-й бензин вырос на 7,7%, а 92-й - на 8,4%. «Новые известия» обратились к экспертам за разъяснениями, как повышение оптовых цен скажется на розничных. Мнения экспертов разошлись.
Если цены растут на оптовом рынке, это отражается на розничном, считают одни. Производство нефтепродуктов – регулированная отрасль, и действия государства сильно влияют на цену. С января месяца идет этап налогового маневра, экспортная пошлина уменьшается, а НДПИ растет. Руководитель Центра Изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин говорит:
- Растут акцизы на нефтепродукты, соответственно, дает прибавку к наценке на бензин. Увеличивается НДПИ, акциз увеличивается, дальше мы смотрим за мировым рынком, нефть растет. За последние лет 30 было всегда так, поэтому сейчас говорить, что цена на заправках не будет расти, было бы ошибкой. Все идет в том же тренде.
В 2020 году цены на бензин выросли на 2,6% за год, а инфляция составила 4,9%, сообщает Росстат. По мнению экспертов, по бензину прошлый год оказался относительно спокойным. А все потому, что правительство больше не хочет повторения ситуации весны-лета 2018 года. После запуска демпфера внутренняя цена на топливо стабилизировалась, но колебания возможны, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета Константин Симонов:
- Я понимаю озабоченность и в связи с со сделкой ОПЕК+, и январских цен это касается, и с повышением цены на нефть, но транслировать повышение цены на бензоколонки не стоит. Хотя для меня очевидно, что рост стоимости бензина в 21 году будет выше, чем в 20-м.
Цены на топливо определяют рыночные и политические факторы. К рыночным факторам относится цена нефть, которая зависит от сделки ОПЕК+. Если бы не она, при избыточных мощностях и больших запасах нефти, с которыми мир живет уже второй год, цены обваливаются. От того, как будет сохраняться регулирование, происходит их колебание. Налогово-акцизная политика уже сыграла свою роль, и она не будет отражаться на оптовых и розничных ценах.
- В течение января корректировки будут, но мы выйдем на равновесный уровень цен. Внутренний фактор тут играть перестает, кроме точечных локальных событий. Дальше все зависит от мировой динамики, то есть, от ОПЕК+. Пойдут ли цены вверх или вниз, и как за ними пойдут наши цены плюс курс рубля. Если относительно стабильными будут мировые цены, и курс рубля находится в том же горизонте, где он и сейчас, то относительно на этом стабильном уровне без значительных колебаний мы должны пройти и по ценам на нефть, - считает Вячеслав Кулагин.
Демпферный механизм делает бензин на внутреннем рынке не таким волатильным товаром, с точки зрения стоимости нефти на мировом рынке. Себестоимость добычи в России рассчитывается в рублях, к ней добавляются налоги, которые составляют до 70% цены. Нефтяные компании постоянно оценивают рентабельность экспорта и внутренних поставок. Чтобы сгладить перекосы, был введен механизм демпфера. В 2019 году нефтяники получали от государства доплату за отказ от увеличения экспорта и сохранения нужного объема на внутреннем рынке. В 2020 году все было наоборот, и нефтяники доплачивали государству за возможность торговать внутри страны. Если цена начнет расти слишком быстро, правительство вмешается, для этого у него есть все инструменты. Но ожидать понижения цены на бензин не стоит.
- Если у правительства будет желание снизить цены на бензин, я могу назвать вам механизм – снизить акцизы, и цены пойдут вниз, но в ситуации бюджетного дефицита и падения доходов правительство на этот шаг не пойдет. У правительства есть два варианта – либо оно снижает налоги, либо оно регулирует свои отношения с нефтяными компаниями, убеждая их любыми способами держать цены, - говорит Константин Симонов.
В декабре-январе мы поднялись на одну ступеньку наверх по ценовой лестнице. Пока говорить о повышении цена на 10% нельзя. Однако ОПЕК+ будет каждый месяц обсуждать и мониторить ситуацию на мировых нефтяных рынках. Где-то могут договориться, а где-то нет, считает Вячеслав Кулагин. Открытым остается вопрос курса рубля. Это зависит от того, какие решения будут приняты после вступления в должность нового президента США, и как они скажутся на курсе российской национальной валюты. Вячеслав Кулагин говорит:
- Если рубль вырос на 10%, это автоматически означает, что при неизменной цене нефти в рублях цена реализации нефти выросла на 10%. А у нас идет прямая привязка к экспортным ценам реализации. Соответственно, и цены на заправках должны соответствующую корректирующую вводить.
Одно успокаивает в неопределенной ситуации: вопрос о том, что весь бензин уйдет на экспорт, а внутри страны ничего не останется, не стоит. Пока правительство в диалоге с нефтяными компаниями предпочитает демпфер. Он показал свою эффективность в 2019 и 2020 годах. В прошлом году благодаря ему бюджет получил дополнительные выплаты, а цена на бензин практически не росла.