С начала декабря цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 поднялись на 8%, до 48 тыс. руб. и почти 49 тыс. руб. за тонну соответственно. Как отмечает «Коммерсант», на фоне слабого курса рубля нефтяники стремятся поставлять бензин на экспорт. В условиях снижения экспортных пошлин и январского роста акцизов на 4% продажи бензина на внутреннем рынке выглядят для производителей менее привлекательными, чем поставки за рубеж.
«Теоретически государство должно компенсировать компаниям часть потерь от продажи топлива внутри страны через демпфер, но в январе именно компании заплатят по этому механизму в бюджет», — отмечает издание.
Если в ноябре цены на бензины марок АИ-95 и АИ-92 стабильно снижались, то в декабре они возобновили рост. Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию снижением предложения на внутреннем рынке на фоне подогретого праздничного спроса.
Продажи бензина на внутреннем рынке для производителей уже более 6 недель выглядят менее доходными, чем поставки топлива на экспорт. По данным ЦДУ ТЭК, с 16 по 22 декабря выпуск бензина в РФ увеличился на 2,6% по сравнению с предыдущей неделей. Однако его поставки на внутренний рынок снизились на 2,2%, при этом запасы на НПЗ и нефтебазах упали на 3,6%.
Рост оптовых цен на бензин продолжается на фоне увеличения цен на нефть, которая в начале 2021 года подорожала почти на 10%, до $56 за баррель. Учитывая слабый курс рубля к доллару, а также снижение экспортной пошлины на нефтепродукты из-за налогового маневра, экспорт бензина для производителей выглядит весьма привлекательным.
Результаты не заставили себя ждать: в январе по сравнению со средними значениями декабря европейские котировки на автобензин увеличились почти на 15%, а на дизельное топливо — на 9%. Эксперты предупреждают, что сейчас фактический рост цен на бензин в рознице ниже темпов инфляции, что чревато убытками для представителей нефтяной отрасли.