Юлия АРХИПОВА, правозащитница
Как следует из петиции, поступившей в Ассоциации адвокатов России за права человека, «регулирование» может нанести непоправимый вред развитию науки, новым исследованиям и поставит под сомнение любые новые открытия как в гуманитарной сфере, в частности в области истории, так и в точных науках.
Законопроект внесен в ГД 18 ноября, и до конца 2020 года, согласно информации на официальном сайте парламента, прошел первое чтение. Предлагается наделить федеральные органы государственной власти, которые отвечают за образование, правом координировать участие школ и вузов в международном сотрудничестве "путем выдачи соответствующих заключений".
Российские ученые требуют не допустить дальнейшего прохождения законопроекта, так как возникает серьезная опасность, что «заключения» чиновников коснутся не лженауки и псевдоученых, а станут серьезным препятствием для создания современных научных школ. К тому же комиссия по лженауке уже существует, и попытка ее продублировать и зарегулировать сферу просветительской деятельности, усложнит жизнь ученым, занятым исследованиями в перспективных и быстроразвивающихя направлениях.
Крайне негативное мнение о предложенном законопроекте выразил, в частности, ученый- популяризатор Александр Панчин:
- Пояснительная записка к поправкам говорит о необходимости создать большой свод подзаконных актов и постановлений по регулированию просветительской деятельности, направленных якобы против - (цитирую) - «бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».
Я посмотрел текст поправок и пояснительную записку и из них ясно одно: авторы понятия не имеют, что такое просветительская деятельность и как она устроена. Или же понимают, но являются противниками такой деятельности в ее современной форме, считая просвещение враждебным своим интересам.
Практически вся просветительская деятельность, которая бурно расцвела за последние десять лет, осуществляется энтузиастами. Бюрократизация, контролирование этой сферы, необходимость согласовывать что-либо с чиновниками может лишь уничтожить этот энтузиазм. Ни один человек, занимающийся просветительской деятельностью, не просил такого интереса со стороны государства.
Смоделирована ситуация абсурда, которая станет возможной после принятия поправок: допустим, физик Кип Торн приезжает на физфак МГУ по работе, Фонд «Траектория» предлагает ему прочитать лекцию, Торн соглашается, а потом фонд закрывают потому, что они не подали заранее заявку с тезисами лекции и распечаткой презентации в Министерство образования и науки РФ.
Дарья Халтурина, социолог, антрополог, общественный деятель:
- Авторы законопроекта, очевидно, бесконечно далеко от науки, не представляют себе объемы научной деятельности в России и на что они обрекают Минобрнауки и, главное, науку. Все необходимое уже давно урегулировано российским законодательством об экстремистской деятельности, о государственной тайне и т.д. Этот закон просто избыточный и при этом разрушительный, не говоря уж о нарушении права на свободное выражение своего мнения. Законопроектом регулирование по сути отдается правительству.
Михаил Гельфанд, российский биоинформатик, доктор биологических наук: - Закон глуп и безграмотен. Его последовательное применение невозможно, а избирательное подвешивает угрозу наказания над любым, занимающимся просветительской деятельностью - от лекторов и организаторов мероприятий до библиотек и клубов, ставших площадками этих мероприятий.
Валерия Удалова, трансгуманист, генеральный директор крикомпании:
- Эти поправки вносят люди, которые представляют блок "ястребов' и консерваторов в ГД РФ. Относительно беспокойства, выраженного авторами поправок: одно дело покушаться на власть, другое - защищать и продвигать науку. Наше правительство не против науки, наоборот, оно глубоко за научно-техническое развитие страны. Притом - в довольно продвинутых отраслях. Но это не исключает того, что может найтись группа депутатов, которые будут отстаивать какие-то поправки, даже противоречащие государственному курсу. Это - тот самый случай. Группа депутатов-ястребов, которые никаким боком не связаны с прогрессом, продвигают что-то, что показалось им подходящим для продвижения своей карьеры. Они вводят в заблуждение других депутатов своей псевдопатриотической позицией и продвигают поправки, направленные против развития, а значит, и против интересов нашей страны.
Сергей Попов, астрофизик, автор петиции против предлагаемых поправок:
- Несмотря на критику проекта со стороны известных ученых, популяризаторов, научных журналистов, включая выступления на т.н. нулевых слушаниях в Общественной палате РФ в конце декабря документ прошел первое чтение в Думе. Принятие поправок откроет путь ряду ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране. Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п. До 21 января еще можно повлиять на ситуацию. Мы требуем отозвать поправки к закону, учесть голос просветительского сообщества и миллионов россиян, составляющих аудиторию научно-популярных лекций и фестивалей. Законы должны помогать просвещению, а не мешать ему!
Мария Архипова (Баст), председатель Ассоциации адвокатов России за права человека:
- Безусловно, предложенная законодателями инициатива вызывает обеспокоенность, так как в ней имеются признаки нарушения права на свободу слова и свободу творческой, научной деятельности. Ученый не должен согласовывать свою позицию и свои лекции с чиновниками, на то и существует свобода творческой и научной деятельности, именно она является основой развития человеческой цивилизации, никакие патриотические, никакие национальные интересы не могут быть оправданием ограничения науки и творчества.
Исходя из пояснительной записки к поправкам видно, что смысл поправок не в том, чтобы оградить граждан от негативного воздействия мошенников, а запретить изучать собственную историю, историю коренных народов России, изучать иные точки зрения, в т.ч. из зарубежных источников, фактически запретить исследования археологии, истории, литературы и т.д. Позиция многих ученых порой имеет противоположные точки зрения, в этом и смысл науки. Законопроект предлагает, по сути, запретить поиск правды. Надеемся, что в данном контексте поправки приняты не будут.