Так, авторы инициативы посчитали, что ежегодное увеличение тарифов по системе “Платон” на 7-8% приводит к росту цен на товары повседневного спроса на 0,2%. “Уже сейчас в цене товаров для конечного потребителя около 2% от конечной стоимости товаров составляет налог по системе “Платон”. Таким образом, семья из трех человек, которая ежемесячно тратит на продукты питания и бытовую химию около 45 тысяч рублей, с этой суммы платит около 900 рублей за “Платон”, - считают авторы инициативы.
Участники рынка считают, что “Платон” дублирует введенные акцизы на дизтопливо. В этом году акцизы на него подорожали до 8,8 тысяч рублей с тонны (это 18,5% от стоимости топлива, которым заправляются большегрузы). За пять лет они выросли в 2,5 раза (с 3,4 тысячи рублей в 2015-м). Поступления от введенного акциза на дизтопливо идут на ремонт дорог, впрочем, как и деньги, полученные с “Платона”. Поэтому авторы инициативы считают, что данные налоги дублируют друг друга, поскольку расходуются на одни и те же цели. Участники рынка уверены, что действующих акцизов на дизтопливо будет достаточно для того, чтобы покрыть бюджетные траты на ремонт и обслуживание федеральных трасс.
Авторы инициативы посчитали, что себестоимость перевозки большегрузами с учетом амортизации составляет около 40 рублей за километр. Установленная плата за “Платон” в размере 2,2 рубля с километра добавляет к себестоимости перевозки еще 5,5%. При том, что уже сегодня логистика составляет около 30-35% в стоимости товара.
Сейчас участники рынка для сдерживания роста цен предлагают снизить тариф по системе “Платон” в четыре раз - до 0,5 рубля за километр, и оставить его таковым на ближайшие пять лет. В дальнейшем авторы инициативы предлагают индексировать этот тариф каждый год на уровень инфляции.
Напомним, система “Платон” была введена в ноябре 2015-го для того, чтобы вывести перевозчиков из тени, а также собрать деньги на обслуживание и ремонт федеральных трасс. По ней устанавливается плата за проезд по федеральным трассам для большегрузов свыше 12 тонн. С февраля 2020-го тариф за проезд грузовиков по федеральным трассам подорожал до 2,2 рубля за километр. С февраля 2021-го ожидается рост до 2,35 рубля. Взимаемая плата компенсирует ущерб, которые грузовики наносят федеральным дорогам за проезд по ним. Введение системы “Платон” в свое время привело к забастовкам дальнобойщиков, которые прокатились по всей стране. Водители были против введения тарифа, после выступали против увеличения его размера. Чтобы не платить этот сбор, водители начали ездить по региональным дорогам.
Вместе с тем, за пять лет существования системы было собрано порядка 130 миллиардов рублей, отремонтировано около 3,3 тысячи километров дорог, построено 133 моста.
Напомним, в первую волну пандемии коронавируса весной этого года перевозчики уже просили отменить "Платон", а также помочь им с уплатой лизинга. Однако в этих мерах поддержки им было отказано: транспортные компании могли воспользоваться только льготными кредитами на выплату затрат сотрудникам.