В преддверии Нового года философ Дмитрий Лучихин опубликовал в своем блоге любопытное предсказание, которое касается перспектив не только культурного, но и социально-политического развития человечества:
«Развитие технологий, искусственного «разума» и роботизации продолжат снижать долю труда, необходимого для самообеспечения жизненных потребностей. В том числе, и в сфере коммуникации и обслуживания, куда в постиндустриальную эпоху перетекла значительная часть человеческих ресурсов из производительной деятельности.
Вместе с развитием информационной открытости и доступности информационных продуктов это сделает более заметной тенденцию к разделению деятельности по обеспечению органических и культурных интересов человека. Конкуренция с непрофессионалами и утрата контроля за неоплачиваемым распространением информационных продуктов, сделает сферу культурной активности в широком смысле малопригодной в качестве доходной и прибыльной. Начнет сбываться мечта героя Эльдара Рязанова, о том чтобы ведущая балерина Большого театра еще немножко шила (зачеркнуто) работала за станком.
Утрата культуросозидающей деятельностью роли кормящего ремесла позволит, наконец, осознанно и массово начать различать активность под влиянием органических и культурных мотиваций. В самом сознании массового человека область культурной деятельности дифференцируется от деятельности в интересах человека организма и начнет занимать выделенное и иерархически надстоящее положение.
Известная максима о том, что надо «есть чтобы жить, а не жить чтобы есть», начнет социализироваться, превращаться из умозрительной в социальную данность.
На этом закончится противостояние правых и левых, поскольку предметы их внимания и заботы перестанут смешиваться и претендовать на единственность.
Выделение активности под влиянием культурных мотиваций в отдельную сферу деятельности приведет к дифференциации мышления, естественного для реализации культурных и органических мотиваций. В области культурной и смыслообразующей активности станет осознанным и очерченным мышление, использующее в качестве объективной реальности, реальность процессов, логических отношений и законов изменения. А «твердь» предметно-сенсорного мира, являющаяся такой же объективной реальностью для мышления в свете жизненно-органических интересов и задач, станет всего лишь одной из бесконечно возможных вариаций, воплощающих реальность содержаний сознания.
С утверждением в массовом сознании и социальных механизмах, отдельности и очерченности культуросозидающей активности, начнут формироваться организованные социальные кластеры, ориентированные на достаточное обеспечение жизненных потребностей, с приоритетом культуросозидающей деятельности. Они как создатели и носители экзистенциальных смыслов, станут зародышами и центрами кристаллизации, для реорганизации социального устройства на негосударственных принципах.
Не думаю, что все это завершиться именно в наступающем году, но с каждым годом наблюдать эти явления мы будем все более невооруженным глазом...»