Posted 31 декабря 2020, 15:19
Published 31 декабря 2020, 15:19
Modified 7 марта, 14:32
Updated 7 марта, 14:32
Ирина Мишина
Столь спешное принятие этого закона наводит на мысль, что кому-то очень нужно срочно решить конкретный вопрос с конкретной территорией национального парка. До этого землю в нацпарках и на ООПТ нельзя было отчуждать. Участки земли в их границах невозможно было ни приватизировать, ни передать в наследство, ни даже арендовать. На их территории нельзя было строить даже соцобъекты.
В проекте этого закона заложены две главные идеи: 1) разрешить передавать земельные участки из федеральной собственности в собственность регионов или муниципалитетов; 2) предоставить правительству РФ по представлению Минприроды РФ право изменять границы национальных парков.
«Да» - застройщикам?
На сегодняшний день национальные парки – это разновидность особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения. При этом нацпарки отличаются от заповедников тем, что внутри них выделяют нескольких зон. В границах нацпарка, например, могут существовать так называемые зоны хозяйственного назначения (ст. 15 Закона об ООПТ). Напомним: национальные парки — это огромные территории, внутри которых иногда расположены целые города. Земли таких населенных пунктов являются по закону особо охраняемыми природными территориями со всеми вытекающими последствиями в виде многочисленных запретов и ограничений. Одним из таких ограничений являлся прямой запрет на приватизацию земли, а также на предоставление на территориях национальных парков земельных участков для садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Подписанный за несколько часов до Нового года закон фактически снимает запрет на предоставление участков под эти и другие цели. Предполагается, что вначале участки будут передаваться из федеральной собственности регионам или муниципалитетам. А они уже потом будут предоставлять участки частным лицам.
Эксперты не исключают, что поводом для столь поспешного подписания закона мог стать нацпарк Лосиный остров. Минприроды уже разработало проект постановления правительства, который исключает из состава «Лосиного острова» 140 га территории для дублера Щелковского шоссе. Строительство дублера оценивают в 37-45 млрд рублей. Помимо дублера на охраняемой территории предполагается постройка ТЦ.
Подписанный документ уже раскритиковали экологи. Их аргументом до недавних пор было то, что по закону запрещено изымать участки из особо охраняемых природных территорий и менять границы национальных парков. «Если такая практика распространится на нацпарки и ООПТ, проект строительства дороги не будет проходить экологическую экспертизу, а значит, меры по предотвращению ущерба природе соблюдаться вообще не будут», - считает представитель "Гринпис" Михаил Крейндин. По сути, это и произошло. Ответственность федеральные власти перекладывают на руководство регионов и муниципалитеты. Дескать, что с них спросить? Если что, им и пальцем погрозить можно, даже припугнуть. Но может статься, что будет уже поздно…
Закон для местных жителей или для застройщиков?
«Со специалистами этот закон никто не обсуждал, - заявила «НИ» кандидат биологических наук, доцент Пущинского государственного естественно-научного института Галина Васильева. - Если начать строить на территории национальных парков, нарушится экосистема. Ведь в природе все взаимосвязано: если уничтожить определенные виды растений, из ООПТ уйдут питающиеся ими виды животных, за ними – другие. Биологическая цепочка будет нарушена, все это приведет к вымиранию ценных видов животных и растений, в том числе «краснокнижных». Странно, что при принятии таких важных законов с учеными никто не советуется», - заявила «НИ» кандидат биологических наук Галина Васильева.
Но у законодателей своя логика. К сожалению, в связи с удаленной работой и каникулами большинство депутатов и сенаторов, приняв этот достаточно спорный закон, сразу разъехались на отдых и стали не доступны. Однако, нам удалось узнать позицию зам. председателя комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова. «Анализ правоприменительной практики показал, что правовой статус земель национальных парков и режим их охраны приводят к существенному ограничению конституционных прав граждан, проживающих в границах этих территорий. Это также не позволяет органам местного самоуправления реализовывать социально-экономические программы и меры поддержки населения, включая строительство больниц, школ, детских садов и расселение ветхого жилья», - считает Алексей Майоров. Он уточнил, что сейчас в стране 63 национальных парка, в составе 27 национальных парков находится 923 населенных пункта, где проживает более 370 тыс. человек. "Мы должны обеспечить соблюдение конституционных прав граждан, проживающих на таких территориях", - подчеркивал зам. председателя комитета по природопользованию Совета Федерации.
До этого вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьев сообщил, что новые поправки в законодательство разрешат жителям населенных пунктов, которые находятся в нацпарках, строить дома и заниматься садоводством. Также предлагалось отменить экологическую экспертизу для возведения в зонах нацпарков детских садов и школ. По словам Воробьева, сейчас проживающие на территории нацпарков граждане сильно ограничены в правах и не могут ничего строить даже на своих участках.
Но дело тут, думается, не в интересах сельчан, которые живут в границах нацпарка и хотят разбить огород, чтобы посадить, к примеру, картошку. Всего один пример. Координаты изменяемых границ, заложенные в проекте постановления Лосиного острова, говорят о планах исключить из состава нацпарка участок площадью около 30 га, где в интересах компании «Ташир» ведется строительство торгового центра. О незаконности этой стройки неоднократно заявляли местные активисты и ОНФ, однако решение все равно пытаются продавить, подложив каталог координат с нужным изменением границ на стол премьер-министру.
Федеральная власть выходит из игры?
С правами граждан, живущих на территории в границах нацпарков, вообще все очень странно получается. Во-первых, возможность предоставления участков для садоводства и ИЖС никак не способствует поддержанию инфраструктуры, то есть строительству школ и больниц, о которых при обсуждении законопроекта столь вдохновенно рассказывали депутаты-единороссы.
Во- вторых, разрешение строительства частных домов внутри расположенных на территориях национальных парков в населенных пунктов возможно и без приватизации. Например, на условиях аренды. Государство часто ничего не может поделать даже с арендатором, нарушающим экологические требования. Что тут говорить о собственнике? «Все это, на мой взгляд, - прецедент, чтобы снять формально с федеральных органов власти полномочия и переложить их на региональные и муниципальные структуры, где возможна любая коррупция. И федералы потом будут говорить: «Мы не виноваты, но мы разберемся!». Все это выглядит планомерным наступлением на особо охраняемые природные территории, если принять во внимание другие поправки в законы, касающиеся экологии. Например, ослабляется государственная экспертиза, есть планы отменить оценку воздействия на окружающую среду - она перестанет быть обязательной. То есть можно будет вести строительные работы в нацпарках и ООПТ до заключения государственной экспертизы. А когда приедут эксперты на место вырубленных деревьев – с кого и какой спрос?» - заявил «НИ» эколог Иван Неслуховский.
Заложенная в законопроекте идея — предоставить Правительству полномочия изменять границы нацпарков — вызывает не меньше вопросов. Ст. 14 Закона об ООПТ предоставляла Правительству только право создавать и расширять границы нацпарков. Понятно, что такое ограничение вызывало недовольство и сопротивление многих бизнесменов и примкнувшим к ним чиновников. Чего стоят, например, попытки Минприроды вывести месторождение "Чудное" из состава нацпарка «Югыд Ва» в Коми? Если кто не в курсе, это месторождение было предоставлено около десяти лет назад частной компании «Голд минералз». С тех пор Прокуратура и экологи уже десятиление ведут неравную битву за право нацпарка оставаться самим собой.
Статус ООПТ и национального парка до недавнего времени позволял защищать природные богатства России и уникальные территории от уничтожения — так произошло, например, с шиханом Куштау в Башкирии и с районом Лесная поляна в Кемерово. Принятый под шум новогодних поздравлений и звон бокалов закон, по сути, ставит крест на будущем нацпарков и особо охраняемых природных территорий. То есть на национальном достоянии России.