Posted 31 декабря 2020, 16:25

Published 31 декабря 2020, 16:25

Modified 7 марта, 14:32

Updated 7 марта, 14:32

«Файненшл таймз»: Пандемия останется главным событием 2021 года

31 декабря 2020, 16:25
Предсказывая события 2020 года, аналитики не могли предвидеть, что случится с миром после появления коронавируса и его стремительного распространения по планете. Но и другие прогнозы издания не состоялись – договор по брекзиту был все-таки заключен, на политической европейской арене все без перемен.

Прогноз событий на следующий год делают не аналитики или футурологи, а читатели газеты. Издание только задает вопросы, и ответ определяется по большинству поданных версий. Читателей интересуют вопросы мировой экономики и политики, но на первых трех позициях из 20 – ковид.

На вопрос, объявит ли ВОЗ в 2021 году конец пандемии, ответ дается отрицательный. Всемирная организация здравоохранения 30 января 2020 года оповестила мир о самой высокой ступени эпидемиологической опасности, когда было известно от 100 случаях заболевания ковидом и не было случаев смертей от него вне Китая. Для того чтобы ВОЗ отменила чрезвычайное положение, вакцинация должна пройти без сучка и задоринки, а меры социальной дистанции соблюдаться беспрекословно всеми. Сейчас в мире ежедневно умирают 10 тысяч человек. С января смертность наверняка снизится, но это не отменит чрезвычайного положения.

Привить большую часть из 5 миллиардов взрослого населения Земли тоже не удастся. Хотя правительства всех стран понимают, что только полномасштабная вакцинация остановит ковид, вакцина станет еще одним фактором разделения богатых и бедных стран. Чтобы преодолеть эту пропасть, «Ковакс», международная инициатива равных возможностей вакцинации, заключила договоры на 2 триллиона доз. Однако кроме самой вакцины, существуют большие проблемы в логистике, да и деньги поступают неравномерно, поэтому сложности с вакцинацией возникнуть не в одной стране. Промедления и отсутствие препаратов будут наблюдаться не только в бедных странах, но и в США, Великобритании и других странах первого мира.

Референдума о независимости Шотландии в будущем году тоже не будет, хотя конституционный кризис из-за брекзита не исключен.

Зеленые впервые за свою историю войдет в федеральное правительство Германии. Коалиция с социал-демократами была бы приятнее для партии зеленых, но для нее не наберется большинства. Поэтому центристы партии уже сейчас начали сближение с христианскими демократами. Ангела Меркель не будет выдвигать свою кандидатуру на пост канцлера, поэтому блок ХДС/ХСС выдвинет впервые в истории страны главу ХСС из Баварии – Маркуса Зедера.

Брюссель не сократит финансирование стран, которые нарушают законы ЕС.

Джо Байден не будет «хромой уткой». Новому американскому президенту будет сложно преодолеть республиканское большинство в Сенате, но у него есть много независимых путей для осуществления внешней политики. Кроме того, Байден может издавать президентские декреты для выступления США в Парижское соглашение. Он может декретом остановить строительство стены с Мексикой, ввести федеральную программу по борьбе с ковидом. Если ему повезет, он сможет получить несколько голосов республиканцев для прохождения программы восстановления в размере 2 триллионов долларов. Но рассчитывать на это Байден не должен.

Торгового соглашения между США и Китаем так и не будет. Напротив, том между Вашингтоном и Пекином только обострится, потому что фундаментальные разногласия – нарушение правил ВТО в области экологии, трудового права, регулирования технологических корпораций и цифровой экономики – сохраняются. Байдену нужно выигрывать выборы в Конгресс через 2 года, и он не может потерять колеблющиеся штаты. Китай уже объявил о своей политике отказа от американских технологий до 2035 года. Проблема «один мир, две системы» остается.

Крупных демонстраций в Гонконге в 2021 году больше не будет, поскольку принятый Китаем закон о безопасности предусматривает уголовное наказание вплоть до пожизненного.

Николас Мадуро останется у власти в Венесуэле. Поскольку поддержка России, Китая, Ирана и Кубы остается, Мадуро нужно опасаться только дворцового переворота.

США вернутся в ядерную сделку с Ираном.

Количество чернокожих американцев в Советах директоров американских крупных компаниях не увеличится. Сейчас только 12,5% директоров афроамериканцы. Изменения произойдут, но не в следующем году и не так быстро, как хотелось бы.

2021 год станет переломным для электромобилей. Морган Стенли предсказывает, что продажи электромобилей увеличатся в будущем году на 50%. В глобальном масштабе это не так много – число электромобилей составит только 5% от всех автомобилей.

Совокупная стоимость всех высокотехнологических компаний США достигнет 8 триллионов долларов. 5 самых больших концернов – Эппл, Майкрософт, Амазон, Алфавит (Гугл) и Фейсбук – вышли из кризиса с большим плюсом.

Больше половины офисных работников в Европе вернутся в офисы. Как показывают опросы, сотрудники хотят работать из дома не больше одного раза в неделю. После вакцинации более 50% вернутся на работу, и только малая часть захочет продолжить работать на удаленке.

Уровень выбросов парникового газа вернется на уровень до пандемии. За 2020 году на 7% сократились эмиссии углекислого газа в атмосферу. Но данные на конец года показывают, что Китай уже достиг уровня 2019 года. ЕС планирует «зеленое восстановление» и одновременно финансирует углеводородные рынки.

И хорошая новость для российского бюджета – среднегодовая цена на нефть останется на уровне выше 50 долларов за баррель. Рынок углеводородов получил сильной толчок с началом вакцинации, когда появилась надежда на возврат к нормальности – поездкам, полетам, росту потребления. Сделка ОПЕК+ очень хрупкая, но она лучше, чем неконтролируемый выброс на рынки миллионов баррелей. Тем более, что есть надежда на рост добычи и более стабильный российский бюджет.

Подпишитесь