По данным Банка России, в третьем квартале без согласия клиентов состоялось 180 тысяч транзакций на общую сумму 2,5 млрд рублей. Это на треть больше, чем в тот же период прошлого года.
«64% хищений (на сумму 1,6 млрд рублей) состоялось с использованием методов социальной инженерии — то есть через звонки из мошеннических колл-центров, которые работают в тюрьмах системы ФСИН», — отмечает finanz.ru.
За год мошенники вдвое увеличили количество телефонных номеров, с которых поступают мошеннические звонки. Если в третьем квартале 2019 года банки выявили 5,2 тысячи сим-карт мошенников, то в этом году их было уже 10,7 тысячи.
Все чаще преступные колл-центры используют телефонные номера, замаскированные под легальные федеральные компании. В ЦБ подсчитали, что число звонков, поступающих с номеров, начинающихся на 8800, выросло по сравнению со вторым кварталом этого года на 245%, а по сравнению с прошлым годом — на 358%. В общей сложности мошенники позвонили россиянам 15 миллионов раз: киберпреступность развивается с молниеносной скоростью. При этом вернуть пострадавшим удается не более 13% украденных средств. По данным ЦБ, телефонные мошенники названивают гражданам из каждого третьего учреждения ФСИН России.
Эксперты убеждены, что невозможно заниматься обзвоном граждан из учреждений ФСИН так, чтобы это было незаметно для правоохранителей, поскольку эта деятельность требует установки профессионального оборудования. 15 миллионов звонков невозможно сделать из-под одеяла в камере, особенно учитывая тот факт, что большинство мошенников обзванивают клиентов именно в рабочее время, а не ночью.
Специалисты полагают, что существование такой системы возможно только в том случае, когда в преступные сообщества входят должностные лица ФСИН, которые не просто наблюдают за происходящим, но и возглавляют работу преступных схем.
По данным главы фонда «Русь Сидящая» Ольги Романовой, в одном только Сбербанке за первое полугодие 2020 года было зафиксировано около 2,9 млн обращений клиентов о попытках обмана, а это вдвое больше, чем за весь 2019 год.
«И это только обратившиеся. И это только Сбер. А ведь звонят и из Альфы, и из ВТБ, и из Открытия. Сбер считает, что колл-центр есть в каждом третьем учреждении системы исполнения наказаний в России. Я бы сказала, что это по самым скромным подсчетам. По наблюдениям „Руси Сидящей“ — в половине, если не больше», — считает она.
«Возможно, правоохранительная система просто закрывает глаза на подобные преступления из-за непосредственной заинтересованности в такой деятельности? — считает партнер FMG Group Михаил Фаткин. — Ведь перефразируя Владимира Путина: хотели бы поймать, поймали бы».
Для борьбы с тюремными колл-центрами ФСИН предложила закупить «глушилки» стоимостью порядка 3 миллиардов рублей, однако эксперты убеждены, что подобная мера будет подобна «борьбе пчел против меда».