Posted 29 декабря 2020, 06:55
Published 29 декабря 2020, 06:55
Modified 7 марта, 14:35
Updated 7 марта, 14:35
Иван Петровский
Как отметил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, подводя итоги своего первого года работы в Иркутской области, вопросы экологической безопасности, в том числе ликвидации промышленного загрязнения, оставшегося от "Усольехимпрома", были поставлены Президентом страны еще при назначении врио губернатора и теперь пора браться за дело.
С 2018 года в Усолье-Сибирском действовал режим ЧС: предыдущая команда не обеспечила не то что начало работ по обезвреживанию химических отходов и загрязнений, но даже защиту промплощадки от проникновения посторонних. С завидной регулярностью в криминальной хронике мелькали новости о воровстве металлов и задержании нелегальных партий ртути с территории бывшего химического гиганта.
Промплощадка "Усольехимпрома" – это не просто мина замедленного действия, это целое минное поле площадью 610 гектаров, на котором находятся десятки тысяч тонн вредных веществ, и это в 300 метрах от городской черты – от жилых домов, в которых живут семьи простых усольчан, от школ, детских садов...
Первое решение Игоря Кобзева по "Усольехимпрому" датируется февралем 2020 года: он ввел режим ограничения доступа на территорию химкомбината. С тех пор периметр комбината охраняется сотрудниками Росгвардии. Один из самых опасных объектов – здание бывшего цеха ртутного электролиза – был внесен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. К июню была подготовлена и отправлена заявка на включение этого цеха в национальный проект «Чистая страна».
Владимир Путин 30 июня 2020 года по просьбе Игоря Кобзева провел в режиме видеоконференции совещание по экологической ситуации в Усолье‑Сибирском, поскольку было признано, что проблема требует консолидации усилий всех уровней власти, и региону в одиночку не справиться.
На этом совещании Владимир Путин сообщил о необходимости создания межведомственной рабочей группы под руководством вице-премьера Правительства РФ Виктории Абрамченко. «Ваша главная задача – разработать и реализовать план мероприятий по обезвреживанию и ликвидации всех накопленных отходов, очистке загрязненных территорий в городе Усолье‑Сибирском», - заявил президент.
И на этом же совещании стало изветсно, что ключевая роль в организации работы, в поиске оптимальных технологических решений закрепляется за «Росатомом» - как структурой, обладающей и кадрами, и опытом подобной деятельности.
«Главная цель всех мероприятий по ликвидации загрязнения, оставшегося от деятельности "Усольехимпрома" – создать качественно новые условия для жизни людей, не только жителей Усолья-Сибирского, но и половины Иркутской области. Точка воздействия усольской площадки распространяется до Братского водохранилища», - комментирует доктор медицинских наук, профессор РАН, директор ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований» Олег Лахман.
По его словам, наибольшую опасность в этом плане представляет металлическая ртуть.
В свое время при производстве каустической соды на химпроме действовал цех ртутного электролиза. Годами там происходили утечки этого ядовитого вещества, оно загрязняло сами производственные помещения, накапливалось в почве под цехом. А при демонтаже ртутного электролиза и вовсе была допущена серия утечек.
Еще в начале 70-х годов прошлого века ученые предупреждали, что использование данной технологии приведет к значительным потерям ртути на "Усольехимпроме". Позднее они подсчитали суммарные многолетние потери ртути – более 1327 тонн.
- Ртуть относится к веществам первого класса опасности, - рассказывает Олег Лахман. – Это нейротоксикант, воздействующий, в первую очередь, на нервную систему.
27 ноября вышло постановление Правительства РФ, где были обозначены мероприятия по медицинскому сопровождению ликвидации экологического загрязнения. Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований, занимавшийся исследованиями состояния здоровья сотрудников химпрома еще с советских времен, стал одной из организаций, сопровождающих процесс ликвидации химического загрязнения. Работу начали 14 декабря – проводятся профилактические медицинские осмотры сотрудников МЧС, работающих на площадке. На очереди – Росгвардия. В январе откроется стационарный пункт института на площадке "Усольехимпрома" для проведения осмотра ликвидаторов перед сменой и после ее завершения.
Также привлечены организации из других регионов страны для диспансеризации местного населения и сотрудников Росатома, которые будут работать на площадке. В регион была поставлена значительная партия антидота, защищающего от ртутного отравления. К счастью, он пока не понадобился.
- Для меня лучшее мерило качества организации работ, проводимых на площадке химпрома, - это тот факт, что определенный объем уже выполнен, в том числе полностью демонтирована наземная часть цеха ртутного электролиза, а ни среди работников, ни среди населения не зафиксировано ни одного случая отравления ртутью, - отмечает директор Восточно-Сибирского института медико-экологических исследований.
Самые опасные объекты – и с точки зрения здоровья населения, и с точки зрения безопасности окружающей среды – уже находятся под контролем ликвидаторов химического загрязнения. Так, помимо демонтажа цеха ртутного электролиза, законсервированы скважины на рассолопромысле, проведено перезатаривание 17 железнодорожных цистерн, в которых хранятся химические вещества, ведется локализация подземной нефтяной линзы.
- Загрязнения там везде – и в конструкциях, и в почве, - рассказывает Алексей Горбов, председатель Общественной палаты города Усолье-Сибирское.
Он – из тех людей, которые понимают процесс всего происходящего на химпромовской площадке. В начале 90-х он молодым специалистом пришел на это предприятие и участвовал в строительстве корпусов жидкого хлора.
По словам Алексея Горбова, сейчас работа ведется в трех направлениях: на самой площадке "Усольехимпрома", на рассолопромысле, куда в свое время были закачаны продукты эпихлоргидрина, и на водозаборе «Ангара».
По периметру демонтированного цеха ртутного электролиза вбиваются шпунтовые заграждения, после чего будет произведена выемка грунта, его складирование. Уже готовится полигон, на котором грунт будет обеззаражен. Также принимаются решения по разобранным металлоконструкциям: те, которые легко очистить, пойдут на вторичное применение. Остальные – переработаны.
На рассолопромысле идет консервация скважин, работы подходят к завершению.
Устанавливаются шпунтовые ограждения на водозаборе «Ангара» - нефтяная линза подошла довольно близко к реке, еще метров 10 – и нефтепродукты оказались бы в воде. Углекислотные конструкции, помещенные в грунт, станут для нее непреодолимым препятствием. Линза будет локализована и ликвидирована к концу зимы.
Все работы будут проводиться на площадке химпрома, без вывоза куда-либо.
- Перевозить – затратно и нерационально: не стоит подвергать опасности химического загрязнения территории по пути следования таких грузов, - считает Горбов.
Раньше было много споров, кто-то в предыдущем правительстве Иркутской области даже предлагал везти химические отходы "Усольехимпрома" в Армавир, но, к счастью, от подобных идей отказались.
- Нас, жителей Усолья-Сибирского, радует, что Росатом не только сам профессионально работает, но и привлекает в качестве субподрядчиков усольские предприятия. Это важно, жителям города нужна работа, - отмечает Алексей Горбов.
По его мнению, ликвидаторам предстоит разобрать практически все производственные здания бывшего предприятия. Продолжать использовать можно только административный, инженерный корпуса, да здание проходной.
Весь процесс ликвидации экологической опасности от разрушенного химгиганта будет проходить под бдительным контролем общественности. И, в отличие от уже ставших традиционными «ручных» общественных советов, здесь будет самый профессиональный общественный орган, по уровню компетентности не уступающий самим ликвидаторам химического загрязнения.
- Когда 30 июля 2020 года Президент России Владимир Путин поставил задачу обезвредить и ликвидировать накопленный экологический ущерб в Усолье-Сибирском, он особенно подчеркнул, что при проведении этих работ, в первую очередь, необходимо думать о людях, которые долгие годы живут в столь неблагоприятных условиях, - комментирует Елена Шаройкина, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ. – Наша комиссия выехала в регион для оценки масштабов ущерба и выработки плана реализации программы по приведению территории в безопасное состояние совместно с представителями Федерального экологического оператора и правительства Иркутской области. По итогам первичной оценки ситуации стало очевидно, что объем работ предстоит колоссальный и займет долгие годы, а для того, чтобы они были выполнены профессионально и безукоризненно, без постоянно действующего контроля не обойтись.
После проведения многочисленных консультаций стало понятно, что жителям Иркутской области очень важно участвовать в обеспечении этого контроля, а не просто полагаться, пусть и на высокопрофессиональные, отчеты и комиссии, управляемые из Москвы. По словам Елены Шаройкиной, именно поэтому Общественная палата РФ в сентябре создала Экологический совет Иркутской области при Комиссии по экологии и охране окружающей среды. «Опыт Комиссии подтвердил, что именно такой формат, когда в работе Совета участвуют местные жители, вызывает большее доверие непосредственно в регионе», - резюмирует она.
- Ядро экологического совета составляют профессионалы – те, кто работал в химической промышленности, те, кто сталкивался с подобной деятельностью. В том числе, в совет вошли люди, которые знают все тонкости производственного процесса на "Усольехимпроме", как никто другой: это и бывший главный инженер предприятия Николай Гайдуков, и директор по общим вопросам Леонид Иванов, - рассказывает председатель совета директоров АО «Саянскхимпласт», председатель Экологического совета Виктор Круглов. – Плюс к этому, специалисты в других областях, мнение которых также необходимо при ликвидации этого объекта. Наш Экологический совет – это совет в широком смысле слова, потому что там есть люди, которые могут дать профессиональные советы, а это позволит избежать ошибок.
Виктору Круглову уже приходилось иметь дело с ртутным электролизом: в свое время "Саянскхимпласт" перешел с этой технологии на мембранный метод электролиза. Провели процедуру демеркуризации, в отличие от усольского случая, качественно и без утечек ртути. Технологию позаимствовали в Германии: там экологизация промышленности прошла раньше, так что был накоплен достаточный опыт, чтобы не изобретать велосипед.
- Росатом подходит к работе профессионально, а наша задача – стать тем звеном между производителем работ и населением, которое могло бы на понятном языке рассказать, что происходит на площадке "Усольехимпрома". И, с другой стороны, мы должны представлять в Росатоме интересы местного населения, - говорит Виктор Круглов.
По его мнению, работа, которую ведет Росатом, удовлетворяет всем требованиям. «Они хорошо разобрались в этой проблеме и продолжают углублять свои знания. Они проработали вопрос, как будут убирать сборные железобетонные конструкции, насколько глубоко будут работать с грунтом. Мне кажется, экологический проект попал в надежные руки», - считает он.
В перспективе трех лет – до 2023 года – ликвидация химического загрязнения и подготовка площадки для ее дальнейшего использования. В перспективе четыре лет – до 2024 года – открытие новых производств на этой площадке.
Среди проектов, которые могут быть реализованы на этой территории – развитие химического кластера, основанного на принципах рециклинга и зеленой экономики (химия полной утилизации, химия здоровья, химия безопасности), создание экотехнопарка, производство малотоннажной химии (полимеры специального назначения и среднетоннажной химии, промышленные очистители, химия для электроники, ПАВы), создание инжинирингового центра по малотоннажной химии, производство эпихлоргидрина, переработка тоннажных отходов, производство азотных удобрений, утилизация остатков лесодобычи. Кроме того, есть предложения по производству вискозной целлюлозы, высоких сортов кремния, прозрачного кварцевого стекла. Губернатор Игорь Кобзев считает, что ликвидировать опасный объект – это половина дела. Нужно, чтобы у города появились новые перспективы.