В первой части нашего материала мы разбирались в том, что стало с «цифровым государством», о котором так ярко заявляли более 10 лет назад, а также выясняли, почему уход в сеть всех органов и аппаратов руководства страны так до конца и не произошел. Теперь посчитаем, кому и во сколько эта новая реальность обойдется, кому выгодна, а для кого, наоборот, является угрозой.
«Кнопкодав», зарплата – 15 000 в сутки
Есть довольно существенный пласт чиновников, которых желание нового премьера максимально перевести государство в цифру пугает. Во-первых, большая часть их функций может стать ненужной, а поэтому, сладкая жизнь, состоящая из мероприятий и работы с 9 до 18 в уютном кожаном кресле, может попросту закончиться. Во-вторых, гораздо сложнее будет изображать бурную деятельность, когда каждый твой шаг отображается в электронном виде и автоматически по итогам дня/месяца/года высчитывается твой KPI.
Вот что подмечают авторы телеграм-канала «Новая Искренность»: «Сегодня сенатор в России это просто богатый кнопкодав, а завтра – реальный политический субъект. Как в конце 1990-х. Поэтому из-за нынешней несуразности политической конструкции всех выгонять в онлайн и делать не только идейное наполнение этих органов, но и их функционал чисто символическим, как минимум, опрометчиво».
Но волнения чиновичьего сердца – это одно, а экономические реалии – совсем другое. Пока обслуживание работы офлайн сотрудников всевозможных органов и аппаратов власти встает стране в копеечку.
Причем глава комитета верхней палаты парламента по регламенту Вячеслав Тимченко отстаивает такие бюджеты и утверждает, что без постоянных командировок сенаторов не получится отстаивать интересы России, а «люди перестанут понимать, зачем принимаются законы». Интересная логика, но люди скорее не понимают другого — как на поездки сенаторов можно потратить сумму, сравнимую с запуском ракеты в космос.
Телеграм-канал «Как-то вот так»: «У нынешней номенклатуры нет понятия «дешевле» — зато есть понятие «выгоднее»: именно исходя из этой парадигмы и будет строиться работа властей. Будет выгоднее сделать дешевле и перевести госаппарат в «цифру» — это случится. А так — даже в условиях дистанционной работы перелеты, проживание в отелях, автомобили, обеспечение никуда не денутся — «быть на земле», хотя бы ради демонстрации активной работы, придётся чиновникам всегда».
- Дешевле будет провести масштабное сокращение госаппарата начиная с федеральных органов власти, - говорит Иван Бегтин. - Цифра-нецифра - это вторичный вопрос. Предметами роскоши могут быть не только полеты бизнес классом, но и техника hi-end, ежедневный привоз еды из дорогих ресторанов и ещё много чего дистанционно.
Добавьте меня в друзья, мистер Президент
Связано ли такое внутренне отторжение перехода в цифровой формат конкретно с менталитетом наших руководителей? Например, твитты уже бывшего президента США Дональда Трампа можно расценивать как официальные заявления. У нас же даже онлайн формат выглядит как обычное офлайн заседание, просто за столом в тысячи километров длиной.
Телеграм-канал «Как-то вот так»: «Сравнение деятельности в Интернете наших чиновников с зарубежными едва ли удачно: Трамп — бизнесмен, шоумен, для него Twitter есть канал общения и инструмент собственной популяризации, это он привнес в политику, а обратный ход вряд ли возможен. Путин по понятным причинам из силового прошлого в Сети не сидит и аккаунтов в соцсетях не имеет. Но несмотря на тотальную ориентацию всей властной вертикали на первое лицо, наличие соцсетей у публичных чиновников каким-то образом стало частью KPI от АП. Однако инструментом влияния соцсети российских системных политиков и чиновников просто не будут: «влиять» в таких условиях дозволено лишь одной персоне со всем известным нам именем и фамилией. Просто методы влияния у этой персоны более обширные, нежели страницы в соцсетях».
Телеграм-канал Новая Искренность: «В нашей стране отсутствует публичная политическая конкуренция. А трансляция важных месседжей через соцсети – это инструмент именно публичной политики. Поэтому у нас и не так. Тот же Путин вполне мог бы влиять на экономику через твиттер или рушить и поднимать курс национальной валюты через вконтач. Но ему достаточно телевизора. Весь бэкграунд и жизненный опыт Путина полностью блокируют для него возможность стать российским твиттер-президентом».
При всем этом, эксперты сходятся во мнении, что созрел и довольно большой класс чиновников, эксплуатирующих соцсети, как канал трансляции и коммуникации. Начиная со специфического Рогозина и заканчивая многочисленными губернаторами-блогерами и мэрами-инстаграмерами. Или, например, пока Медведев был Президентом РФ, частично, было так и он сам активно блоггерил в начале и почти все министры и губернаторы. Запрос на такую форму коммуникации есть и он очевидно силён. Достаточно посмотреть на то, как активно, массово, эмоционально и, самое главное, далеко не всегда негативно, реагируют пользователи на появление в трендах реальных больших начальников, а не сотрудников пресс-служб под их именами.
Нужен ли стране онлайн?
С одной стороны, у общества и государства есть масса совместных интересов, которые вполне эффективно могут сочетаться в рамках современной онлайн-бюрократии. Переход большинства государственных ведомств нашей страны на работу в онлайне позволил бы не только сэкономить значительный объём рабочего времени, материальных ресурсов и денежных средств, но и ускорил многие управленческие процессы и поднял их эффективность. С другой стороны, в российских реалиях траты на цифровизацию государства растут чуть ли не быстрее расходов на офисы, машины, водителей и гостиницы.
Есть и еще одна причина, из-за которой, возможно, полной цифровизации в ближайшее время нам ждать не стоит. Руководители ведомств и органов власти сменяются гораздо быстрее, чем успевает пройти процесс внедрения профильных сервисов, сделанных на разных платформах. В итоге, каждый новый местный «царь» приводит не только свою команду, но и желает записать успех по вводу цифры на свой счет, поэтому каждый раз проекты фактически начинаются заново, а отследить траты на них очень сложно. Такая IT-пляска, пожалуй, не характерна только для столицы, правда, там и финансирование совсем иное.
- Бюджет столичного ДИТ (Департамент информационных технологий) сопоставим с бюджетом какого-то отдаленного небольшого региона. Это миллиарды рублей. Поэтому в Москве и «Безопасный город», и транспортная структура в части IT, и сервисы «Мои документы», и многое другое настолько хорошо сделаны, - комментирует Сергей Оселедько.
Но это открытые вопросы дня сегодняшнего. А что ждет нас дальше? Быть может следующий президент в 2024 году и вовсе будет «виртуальным»?
- Конечно, расти есть еще куда, в будущем, думаю, что мы возьмем курс на голосовых помощников с искусственным интеллектом, чтобы любой пожилой человек, имеющий проблемы с пониманием новых технологий, смог получить необходимую ему услугу и помощь, - продолжает Оселедько.
Телеграм-канал «Как-то вот так»: «Мы уже с весны видим «полувиртуального» президента: вроде бы он есть, но видим мы его только на экранах, разве только Twitter и Instagram не ведёт. А если вспоминать концепцию «коллективного Путина», то «полувиртуальный» президент у нас уже давно — меняет «аватары» в виде ролей заступника, регулятора, охранителя и так далее; обращается с экранов; распространяет свои слова в Сети через сайты и соцсети; ему можно даже задать вопрос для пресс-конференции в приложении. Только доступнее для граждан — хотя бы в виртуальном пространстве — он ничуть не становится».
- Вопрос только один, а зачем?, - говорит Иван Бегтин. - Так то мы можем и на робота-президента рассчитывать к 2040 году, а может оказаться что само понятие президента чего-бы то ни было станет оксюмороном несовместимым с прямой демократией.
Но, каково бы ни было отношение к повсеместной цифровизации всего окружающего, пока в нашей стране студенту приходится залезать на березу, чтобы получить высшее образование, говорить о полном отказе от офлайна бесполезно. И вопрос здесь не только в развитии сети на территории нашей великой и необъятной. Эксперты сходятся во мнении, что и сами люди пока не готовы серьезно относиться к власти, находящейся «где-то там», по другую сторону экрана. Притом, касается этот предрассудок именно сети, так как центральные каналы десятилетиями носили статус единственной (хоть и односторонней) связи с руководством.
Телеграм-канал «Как-то вот так»: «Граждане в основном не воспринимают информацию в Интернете: для кого-то в силу возраста использование Интернета слишком сложно, кому-то политика и властная вертикаль с ее жизнью вообще неинтересны — и высокая аполитичность здесь играет решающую роль».
-Форматы онлайн и офлайн все равно придется совмещать, - говорит политолог Антон Хащенко. – Очевидно, что полностью офлайн никуда не уйдет. Личный контакт с населением необходим. Человек приходит с жалобами и проблемами к человеку. Люди у нас разные, многие считают, что таким способом проблема быстрее «дойдет» до того, кто сможет ее решить. Опять же, пожилым порой сложно разобраться в быстроразвивающихся технологиях. Какое-то (длительное) время без офлайна мы не сможем обойтись, это надо принять.
В любом случае, траты что на офлайн, что на цифровизацию пока не взаимозаменяемые статьи расходов. Но стоит признать, что последняя за несколько лет все же дала очевидные плоды. Драки за место в очереди в налоговой остались в далеком прошлом, да и электронная трудовая книжка не потеряется, оставив вас с нулевым стажем. И даже кажется, что для граждан эти реформы – сплошной мед, да только есть у него послевкусие. Проще говоря, не все IT-сервисы одинаково полезны, ведь с электронным профилем в нагрузку пришла и тотальная слежка, перспективы кражи личных данных при взломе аккаунта или возможность напрочь стереть человека из сети. И если раньше ты был «без бумажки -…», но ту самую бумажку мог получить на руки и хранить как зеницу ока, то теперь как? Но это уже совсем другая история, о которой мы расскажем в следующих материалах.