Для борьбы с вирусом, распространившимся по миру, нужно много денег. Ютуб-канал «Крамола» подсчитал, что во Всемирной организации здравоохранения нет ресурсов, чтобы помочь всем. Бюджет ВОЗ формируется за счет взносов стран-членов и составляет в 2020-2021 году чуть меньше 1 миллиарда. Кроме этого, организиция получает добровольные пожертвования. В этом году жертвователи внесли 5 миллиардов долларов в бюджет этой организации. И угадайте, кто главный даритель? Конечно, Гейтс, вернее, благотворительный фонд Билла и Мелинды Гейтс, который внес большую часть этих денег.
Конкретные меры финансирует не ВОЗ, а сами страны. Хорошо, если речь идет о богатых странах. Например, американский Минфин выделил на борьбу с пандемией и смягчение социальных и экономических последствий 2,2 триллиона долларов. И это не все. Федеральная резервная система выдала также на триллионы долларов прямые кредиты фирмам. На спасение экономики США будет потрачено 6 триллионов долларов, или 30% ВВП страны. Американцам легко – у них работает печатный долларовый станок. ФРС напечатала дополнительные деньги и отдала их казначейству. А что делать бедным странам, у которых такого станка нет? Они вынуждены обращаться в международные финансовые организации за кредитами. Какое отношение МВФ и Всемирный банк имеют отношение к медицине, задаются вопросом ютуберы? И отвечают сами – прямое.
Международный валютный фонд выделил на преодоление последствий пандемии около 100 миллиардов долларов. Деньги получила 81 страна из Азии, Африки, Латинской Америки. Постсоветские республики также не остались в стороне. МВФ выделил Украине кредитную линию в 5 миллиардов долларов, Узбекистан получил 375 миллиардов. Главное условие кредита в том, что страны могут использовать эти средства только на ликвидацию последствий пандемии. Белоруссия также сделала подала заявку на 900 миллионов долларов, но кредита не получила. О причинах отказа мало что известно, хотя очевидно, что денег не дали из-за Лукашенко и его обманных выборов.
Вместе с МВФ поддержкой слабых стран занялся Всемирный банк, причем, одним из первых. Как организации, которая понятия не имеет ни о медицине, ни об эпидемиях, ни о вакцинации, удалось уже в начале марта составить детальную программу? Ведь для того, чтобы учесть все нюансы, нужны специалисты, которых в банке нет по определению. На первом этапе банк выделил 160 миллиардов долларов. Клиенты банка – 100 стран - уже в апреле получили первые деньги. В них проживает 70% населения планеты. 39 стран, получивших кредиты, расположены в Африке к югу от Сахары. Это самые бедные страны в мире. В каждой третьей стране идет война, или ситуация нестабильна: это Афганистан, Гаити, Нигер, Чад. В октябре число проектов ВБ достигло 111.
160 миллиардов долларов - для Всемирного банка это гигантская сумма. В 2018 году банк сообщил, что ежегодно до 2030 года на все кредиты и займы будут направляться 100 миллиардов долларов. Это значит, что Всемирный банк направляет все без остатка средства на борьбу с пандемией. Только на закупку и распространение вакцины будут потрачены 12 миллиардов долларов.
Но как получилось, что 60-страничная «Стратегическая программа борьбы с ковид-19» была принята 2 апреля. В документе говорится:
«3 марта 2020 года Совет директоров обратился к руководству Всемирного банка принять срочные меры по поддержке стран-участников в борьбе с ковид-19. Совет принял решение о создании фонда для срочной помощи в 12 млрд долларов, предоставляемой странах-членам МАР (Международной ассоциации развития) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития)».
ВОЗ объявила ковид пандемией только 11 марта. Всемирный банк уже третьего марта говорил в своих документах о «глобальной пандемии». Для подготовки плана Всемирного банка требуются месяцы, поскольку своих специалистов в области медицины, эпидемиологии, вакцинации у банкиров нет. Глобальная банковская структура инертна и неповоротлива, и сторонние разработчики должны получить техническое задание и исходные данные не позже 2019 года. Но в 2019 году таких данных просто не было. Авторы канала намекают, что международные организации готовились к «спектаклю» заранее. Хотя возможен вариант, что банкиры поняли надвигающуюся опасность раньше медиков. Банки – структуры консервативные, они всегда исходят из худшего. Так, прогноз российского ЦБ на экономику России в этом году самый пессимистический, в отличие от прогноза правительства или счетной палаты.
Дата завершения программы Всемирного банка тоже вызывает вопросы. В то время как весь мир исходит из того, что не позднее 2022 года начнется полноценное восстановление, ВБ делает программу до 2025 года. В программе написано:
«Дата завершения программы – март 2025 года. В том же докладе говорится, что после того как к середине 2021 года будут истрачены упомянутые 160 миллиардов долларов, до июня 2023 года будут предоставлены 330-350 миллиардов, чтобы помочь странам сократить сроки восстановления экономики».
Здесь никаким заговором даже и не пахнет. Чем беднее страна, тем медленнее будут темпы вакцинации, тем дольше и болезненнее будет восстанавливаться хозяйство. Как правильно заметили авторы канала, печатного долларового станка в Нигере нет. Поэтому разрыв между бедными и богатыми странами еще больше усилится, независимо от того, до 2022, 2025 или какого-то другого года МВФ и ВБ будут помогать бедным. Конечно, получают они кредиты, но в условиях, когда даже развитые экономики в разы увеличили свой национальный долг, нищим странам ничего другого не остается, как просить денег во Всемирном банке.