Многие дети, привыкшие к сказке, ждут его прихода. Между тем на Санту существует очень нелицеприятное досье, рассказывает ютуб-канал «Крамола».
Санта Клаус
Во 2-3 столетии нашей эры в передней Азии жил архиепископ Мирликийский, он же святитель Николай. Весь мир знает его как Николая-чудотворца, Николая-угодника, или пэр Ноэль, или Санта Клаус. Подарки беднякам и их детям и исполнение желаний? Ничего подобного. До 19 века Санта Клаус сек розгами и уносил в мешке непослушных детей. И дело не в том, что Николай был жестокий человек. В те времена было обычным делом забирать детей 7-12 лет в рабство, если семьи не могли заплатить налоги или дань. Архиепископ поздней осенью и зимой объезжал вверенные ему территории. Несмотря на разность традиций, святой Николай занимался тем, что забирал у крестьян в уплату долгов их детей. «Работал» Николай не один. В Альпах его сопровождал Крампус, существо с рогами, копытами и хвостом. В германских землях Санта Клаус ездил с солдатом Рупрехтом. Крампус и Рупрехт делали для Санты грязную работу – секли непослушных детей и забирали их к себе.
В конце 19-го века, когда в Европе появляется феномен детства, Санта Клаус и его напарники теряют звериный оскал. Крампус хоть и остается чудовищем, но он крадет детей, чтобы покатать их на санках.
В России во времена Александра Второго была сделана попытка получить своего рождественского деда. В 1861 году в некоторых предновогодних историях можно было встретить старого солдата Рупрехта, дарившего детям подарки. Чуть позже появился и святой Николай, но эти герои не стали символами русского Нового Года, слишком велики были языческие традиции.
Карачун
Особо древние славяне почитали Карачуна. Были даже специальные дни, когда ему поклонялись – в день зимнего солнцестояния, с 21 на 22 декабря. Карачун – это второе имя славянского бога смерти – Чернобога. Он же повелевал морозами. Бог был грозный. Вместе с ним всегда были медведи-шатуны, которые превращались в бураны и метели, а также волки. Карачун продолжает жить в пословицах: «Пришел ему карачун» или «Жди карачуна». Позднее Карачун все больше ассоциировался с морозом. Появился суровый старец, который стучит палкой, сковывает льдом реки, дышит зимней стужей, а слова превращает в сосульки. Суровый мороз любит оптимистов, а нытикам приходится не сладко. Как в сказке Александра Ромма «Морозко»: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе , красная?» Только когда девица показала стойкость характера, Мороз ее вознаградил богатством и женихом.
Дед Мороз
Сейчас Деда сопровождают смешные человечки – снеговики. Однако люди забыли, но снеговики- это самые настоящие идолы, которых лепили в знак почитания грозного и безжалостного бога смерти. Дед Мороз постепенно превратился в доброго, но строгого старика и в символ новогодних праздников. В 1840 году В.И.Одоевский написал сказку «Мороз Иванович», в 1886 году в русской литературе впервые появляется Морозко, а в 30-е годы советская власть в своем богоборчестве делает Деда Мороза главным символом новогодних праздников. Языческий Карачун стал для партийных вождей более подходящим прототипом, чем христианский святой.
Даиди Нанолагг, Йолупукки и Юлосуинары
Конечно, телекомпания Дисней впечатала образ Санты Клауса в с празднование Рождества во всем мире. Но не все культурные традиции поддались американскому влиянию. В Ирландии дети каждый год ждут Даиди Нанолагг (Деда Рождества). Он похож на Санта Клауса, но на голове у него вместо шапки венок из трав, в руках посох с зелеными веточками, и одет он, как и полагается на зеленом острове, во все зеленое.
Финский символ Рождества был больше похож на животное, чем на человека, и зовут его Йолупукки. Когда-то он и был козлом, вернее, жутким чудищем в козлиной шкуре и с рогами. Йолупукки ходил зимой по домам, пугал детей и требовал выпивку у крестьян. Непослушных он варил в котле, чем был сильно похож на Крампуса. Но эти варварские привычки остались в прошлом. Теперь Йолупукки – розовощекий старик с лукавой улыбкой и в красном кафтане.
В Исландии вместо Санта Клацса орудуют Юлосуинары, или «рождественская братва». Речь идет об озорниках-гномах, которые оставляют в башмаках послушных мальчиков и девочек подарки, а непослушным суют картофелины и камни. Но это сильно улучшеная версия старой легенды. До начала 20-го века и сами гномы, и их мамаша-людоедка Грилла и лентяй-папа Лаполуди были мрачными созданиями в исландском эпосе. За неделю до Рождества эта банда спускалась с гор и начинала куражиться над жителями. Они воровали скот, били утварь, грабили дома и похищали детей. Особый ужас вызывала их мать. Грилла в компании с огромным йольским котом хватала на улице непослушных детей и варила их них в своей пещере праздничный ужин. Кот вычислял плохо одетых людей, которые из-за своей лени не сумели купить себе теплую одежду. Усатое чудовище не церемонилось с ними и сжирало их без остатка.