Как известно, в пятницу Конституционный суд России разрешил властям не исполнять решение международного арбитража в Гааге о выплате бывшим акционерам ЮКОСа $57 млрд, сообщили «РИА-Новости».
КС вынес определение, согласно которому только ратификация международного договора РФ федеральным законом позволяет передать на рассмотрение международного арбитража споры между Россией и иностранными инвесторами. При этом в России не принят федеральный закон, санкционирующий передачу международному арбитражу споров с участием иностранных инвесторов, связанных с их работой в РФ.
Судьи разъяснили конституционно-правовой смысл федерального закона «О международных договорах» так, что он не может допускать временного применения положений международного договора без принятия федерального закона о его ратификации, даже если международный договор был официально опубликован. Это касается положений, которые предусматривают разрешение международным арбитражем споров между Россией и иностранными инвесторами, возникших из-за осуществления ими инвестиций и предпринимательской деятельности на территории страны.
Определение Конституционного суда по международному арбитражу коснется всех международных договоров, не прошедших ратификацию в российском парламенте, заявил председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас:
«Это определение коснется любого международного договора, который не прошел ратификацию в парламенте... Конституционный суд РФ, безусловно, прав. В противном случае - без ратификации международного соглашения парламентом - это означало бы вмешательство правительства в исключительные прерогативы законодательной власти...»
Главная коллизия здесь заключается в том, что в 2014 году Гаагский арбитраж обязал Россию выплатить $50 млрд компенсации по делу ЮКОСа, признав нарушенной Энергетическую хартию. Она была подписана Россией в 1994 году и применялась на временной основе. Тем не менее ратификации и официальной публикации документа так и не произошло. В 2009 году Россия прекратила временное применение договора, заявив, что никогда не применяла ни одно из положений документа, которое бы противоречило Конституции или другим законам страны. Частичное применение международных договоров не предусмотрено Венской конвенцией, и до 2009 года Россия подобных заявлений никогда не делала. Гаагский арбитраж в споре с ЮКОСом посчитал, что отказ России не имеет обратной силы. В феврале этого года Апелляционный суд Гааги удовлетворил жалобу бывших акционеров ЮКОСа, отменив решение окружного суда, который ранее снял обязательства по выплате средств.
Теперь же, по решению КС, Россия по делу ЮКОСа ничего платить не должна.
Однако публицист Анатолий Несмиян сильно сомневается в этом:
«Конституционный суд РФ разрешил не выплачивать бывшим акционерам ЮКОСа 50 с лишним миллиардов долларов, которые присуждены им международным арбитражем. Проблема в том, что юрисдикция Конституционного суда России не распространяется за ее пределы. А потому никакой силы за рубежом не имеет. Соответственно, арестовывать имущество и активы в пользу бывших акционеров ЮКОСа за рубежом будут, не обращая внимания на любые решения, действующие внутри России. Жаловаться же на их действия можно будет куда угодно - хоть в Спортлото.
То, что государство в начале-середине нулевых "отжало" активы ЮКОСа у его акционеров, никак не отменяет того факта, что сам ЮКОС был создан по результатам совершенно грабительской приватизации. Здесь ситуация "вор у вора дубинку украл". Но Путин не мог объявить активы ЮКОСа несправедливо приобретенными, так как это ставило под вопрос вообще весь процесс разворовывания государственной собственности в девяностые. Поэтому и была изобретена кривая схема с налоговыми претензиями и липовой "Байкалфинансгрупп", которая захватила активы ЮКОСа с последующей их передачей "добросовестным" покупателям.
Теперь же Запад, пользуясь тем, что отъем собственности был выполнен грубо и крайне убого с точки зрения юридической чистоты, получил легитимный способ изъятия собственности, и нет никаких особых сомнений, что рано или поздно, но бывшие активы ЮКОСа - а это практически вся Роснефть - в том или ином виде будет конфискованы Западом...»