Posted 26 декабря 2020,, 08:27

Published 26 декабря 2020,, 08:27

Modified 7 марта, 14:06

Updated 7 марта, 14:06

Лариса Попович: "Ковид-диссиденты просто не были в реанимациях"

26 декабря 2020, 08:27
Во времена пандемии, как и во время любого другого кризиса, кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Однако мнение о том, что выигрывают только фармацевтические концерны, ошибочно. Вакцины, которые они выпускают, жизненно необходимы. Отрицать, что вакцинация, могут только люди, которые никого не потеряли за пандемию.

Так считает Лариса Попович, директор института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.

- Конспирологи утверждают, что пандемия организована «глубинным государством» и Биг Фармой во главе с Биллом Гейтсом исключительно ради того, чтобы продать миллиарды доз вакцин. Что бы Вы им ответили?

- Конечно, Биг Фарма - не такой монстр. Вообще вся история антипрививочников и кавид-диссидентов связана с тем, что у них просто в окружении никто не заболел и они не видели, что происходит в клиниках, в реанимациях. Вообще даже странно сейчас быть ковид-дессидентом, в условиях, когда уже практически у каждого в окружении есть заболевшие и даже умершие. Это очень странно. Это какая-то психологическая защита. Сейчас, кстати, идёт конференция по психологическим реакциям на эту ситуацию.

Действительно есть определенные отклонения такого защитного характера. Люди пытаются отгородиться от реальной проблемы выдуманными причинами, в том числе, пытаются найти виноватых где-то на стороне, для того чтобы адаптироваться к ситуации и вести себя правильно.

Что касается вакцин, то я не так оптимистична относительно РНК вакцины. Мы не очень знаем, в чём будут побочные реакции, совсем необязательно, конечно, генетического характера, но это могут быть достаточно серьёзные аллергические реакции или реакции иммунной системы, которые запустят какие-то иные заболевания, о которых мы пока ничего не знаем. Они могут проявиться чрез год, через полтора.

Хорошо изученные платформы вирусных векторов, искусственного белка и ли Чумаковская убитая вакцина (Вакцина Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова). Они хорошо известны в принципе, известно, как они действуют. Просто РНК вакцина - это новая платформа, которую никогда не применяли и которая действительно не изучена до конца с точки зрения удалённых реакций. А в отношении наших вакцин, я считаю, что это большие достижения, кроме того, Бигфарма здесь вообще не причем. Это изначально результат поисков научных коллективов и достаточно хорошо опубличенные, достаточно открытые результаты, а Бигфарма - это всего лишь площадка для их допуска в оборот.

То что касается Байонтека-Пфайзера и Модерны, я не оптимистична, я ничего не знаю про те вакцины и их платформы.

Все остальные вакцины - их около десяти типов платформ, за исключением ДНК платформы, о которой тоже мало что известно, все остальные типы достаточно хорошо изучены. Поэтому никаких опасений, кроме разной степени эффективности, потому что разный антиген может вызывать разную реакцию.

И кроме того, для вакцины важна специфичность, она должна вызывать иммунный ответ и иммунную память ровно на правильный ген, который встречается у ковида, а не у чего-то еще.

Хотя сейчас есть интересные разработки, которые делают антиген специфичный и для гриппа, и для ковида, тогда это совсем интересно. Поэтому я не считаю, что существует какой-то заговор

Биг Фарма в данном случае покупает научные исследования, которые перспективны и их транслирует на рынок, но причем тут её собственные злые замыслы? Это глупость.

- Как в таком случае возникла версия о «заинтересованности» Биг Фармы?

- Давайте будем откровенны, уж если кто и является бенефициаром всего этого, то это пенсионные фонды. С той же долей достоверности можно говорить, что пенсионные фонды всего мира, объединившись, заказали эту наработку. Чушь это все!

Экономические механизмы, как в любой кризис, в данном случае коронакризис, всегда одинаковые. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Далеко не все фармкомпании выиграли от этой ситуации. Те кто успел сразу перестроить мощности на выпуск вакцины, тоже не факт что выиграют, потому что не дай бог с той же самой Модерна или Байонтеком начнутся какие-то проблемы. Они ведь не случайно свою ответственность сняли за последствия.

По крайней мере в пресс-релизах было объявлено, что любые побочные реакции в силу недостаточной изученности этих вакцин, не являются виной собственно компании. Они сняли с себя ответственность за негативные последствия.

- На ком будет лежать ответственность?

- На пациентах. Те разработчики. И производители. И они говорят, кто не спрятался, я не виноват. Они, не изучив отдалённые последствия, сказали - мы выпустили вакцину, за которую не отвечаем. Впервые такое происходит и FDA это зарегистрировало, хотя там 4 человека было все-таки против, зарегистрировала, вопреки своим же собственным правилам.

FDA – это федеральное регистрационное агентство США, те, кто регистрируют лекарственные препараты, их очень сложно регистрировать. А в Европе пока не зарегистрирована вакцина Modena, её рассматривают, потому что не хватает данных относительно отдаленных последствий.

Наши вакцины тем, что у нас не произошло изменение платформы. Тем не менее, были проведены все элементы исследований, все три этапа закончены по «Спутнику», заканчиваются по Векторовской вакцине.

Векторовская вакцина - это элементы искусственно созданного белка, она белковая. Совместно с оксфордской производится вакцина «Спутник». В «спутнике» два вирусных вектора - аденовирус пятой модификации и два с шестой, у Оксфорда аденовирус 26, но шимпанзе, а у нас - человеческий, поэтому эффективность низкая и они пытаются добавить второй компонент из нашей вакцины. У нас «Спутник» - это аденовирусный вектор, на аденовирусном носителе, безопасном для человека.

Ну у Чумакова - это убитый вирус. РНК у нас в России никто не делает, их делают в двух местах, Модерна и Пфайзер. Это абсолютно новые разработки, они не прошли исследования.

Подробно о других млениях ученых о вакцинах против коронавирус читайте тут.